05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ,

ТИХОН ХРЕННИКОВ, КОМПОЗИТОР:
- Написать гимн - крайне трудная задача. Нужно сочетать в

ТИХОН ХРЕННИКОВ, КОМПОЗИТОР:
- Написать гимн - крайне трудная задача. Нужно сочетать в нем очень много качеств -- не только напевность, но и жизнеутверждающую силу, решительность, устремленность, широту. На моих глазах прошли два конкурса, и ничего из того, что на них предлагалось, кроме принятого в 1944 году гимна Александрова на слова Михалкова и Эль-Регистана, нельзя было выбрать. Например, во время войны писали свои варианты Шостакович и Хачатурян - сперва отдельно, а потом Сталин предложил, чтобы они вместе поработали, но тоже ничего из этого не вышло. Во втором конкурсе участвовали братья Майборода, Свиридов, я... У кого-то получалось слишком лирично, у кого-то, наоборот, чересчур "железно".
Сегодня предлагаются несколько проектов. И глинкинская "Патриотическая песня", и "Широка страна моя родная" Дунаевского, и сочинение Александрова - все это изумительная музыка. Но вот сколько уж лет мы живем с гимном Глинки - а он как-то не приживается. Мелодия немножечко длинноватая для того, чтобы люди могли ее запомнить и спеть. "Широка страна моя родная" - гениальная, популярнейшая песня. Но именно песня. В ней нет всего того комплекса свойств, которые делают произведение государственным символом.
Этот комплекс есть только в мелодии Александрова. В ней и человечность, и энергия, и державная мощь. Народу нашему она хорошо известна, привычна. Я думаю, в наше время, когда утверждаются идеи государственности, патриотизма, нужен именно такой гимн.
Конечно, надо сочинить новые слова. Почему вновь не взяться за перо и Сергею Михалкову? Если ему трудно - другие поэты помогут...
ЮРИЙ КУБЛАНОВСКИЙ, ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ:
- Не уверен, что гимн современной России должен и может иметь слова. Нет сейчас в России людей, которые способны такие слова "придумать". Ведь Государственный гимн - производное духа нации, его автор - лишь "медиум" этого национального духа. Но при нынешней всеобщей деморализации о каком духе может идти речь? Звучит сейчас музыка Глинки, сильная музыка - и пусть звучит. А новое изобретение слов для гимна - выглядит порой как хлопоты людей, желающих нажиться даже на этом. Слова гимна, его мелодия должны прорасти органично, в нужные сроки, и, Бог даст, прорастут. А пока нечего бессмысленно суетиться: неизбежно тут опростоволоситься и лишний раз скомпрометировать нынешнюю попытку выздоровления.
Особенно пугает меня идея возвращения гимна СССР и предложение поручить написать новый текст Сергею Михалкову. Большего надругательства трудно себе представить - надругательства над миллионами жертв коммунистического режима! Конечно, новые слова Михалкова взамен прежних, советских, будут выглядеть символично: отличная демонстрация нашей грошовой "декоммунизации", в значительной степени блефовой, мнимой. Но нужна ли нам подобная "иллюстрация" в нашем сегодняшнем суровом и шатком положении?
Возобновление советского гимна на новые стихи Михалкова - такое же кощунство и глупость, как разговоры о восстановлении памятника Дзержинскому и караула у мавзолея. Таких ревнителей "красного проекта" надо бить по рукам, и бить больно. Ибо высвобождение из щупалец олигархии ни в коем случае не должно сопровождаться попытками коммунистического реванша, в какие бы патриотические маскхалаты он ни рядился.
ЮРИЙ ПОЛЯКОВ, ПРОЗАИК, ПУБЛИЦИСТ:
- Мне лично хотелось бы, чтобы вернулась музыка Александрова. В ней есть широта, ощущение евразийской сути России. Когда она звучит, возникает порыв встать. А когда звучит нынешний гимн, мне хочется обратиться к музыковедам, чтобы они разъяснили, в чем именно его величие, почему разысканное, если не ошибаюсь, где-то в черновиках недоделанное сочинение пусть и гениального композитора Глинки надо было спешно объявлять государственной эмблемой. Это - один из волюнтаристских актов ельцинской эпохи.
Кое-кто опасается, что музыка Александрова ассоциативно "потянет" в сталинскую пору. Но, думаю, этого не произойдет. Я родился в 1954 году - фактически на рубеже эпох. И "сталинского" текста как целого не помню. А те отдельные строки из него, которые остались в памяти, - например про союз народов, - они ведь актуальны и в сегодняшней многонациональной России. В каком-то виде эти мысли могли бы быть использованы и в новом тексте.
Вообще, в написании другого текста на ту же музыку я не вижу ничего предосудительного. Ведь в гимне важнее всего музыка. Гимнические тексты (во всяком случае в европейской традиции) обычно мало чем отличаются друг от друга: ну разве что где-то говорится о Боге, если государство религиозное, где-то - нет, если оно светское, но везде речь идет о нерушимости державы, о преданности ей граждан и т.п. Мы именно по музыке определяем, гимн какой страны исполняется, скажем, на Олимпиаде. Раньше я с первых звуков понимал, кто одержал спортивную победу, теперь же долго не могу взять в толк, кому улыбнулось счастье.
Мне кажется, чтобы решить вопрос о гимне, стоило бы прибегнуть и к интерактивному опросу, как это делается во многих телепрограммах: пустить по телевидению предлагаемые мелодии - и собирать телефонные звонки...
АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ, КОМПОЗИТОР, ПОЭТ, ПЕВЕЦ:
- Советские символы не возродить. Нет уже породившей их страны. Россия не в ленинское или сталинское время зародилась, ей больше тысячи лет. Давайте же и символы брать соответствующие.
Гимн Александрова - прекрасное произведение. Только не надо лгать самим себе: ведь не вошло в обычай петь его, стоя, приложив руку к сердцу. Потому что обыкновенный человек, не профессионал-музыкант, не может это спеть: сложно. У меня интуиция на такие вещи, я сразу чувствую: тут "провал", "дырка". Еще большая "дырка" в сочинении Глинки: оно вообще не вокальное по природе. Я, правда, всякое певал (про меня даже Шнитке говорил: Градский и телефонную книгу споет), но гимн-то должны исполнять миллионы.
И вот года два назад я решил написать новый текст к гимну Алексея Львова "Боже, царя храни". Шлифовал его три месяца - чтобы никаких "зазоров", как говорят строители - бритву некуда просунуть. Вот что получилось (приведу хотя бы пару строф):
Боже, нас всех храни.
Сильной, державной
Будет вовеки Россия-мать...
Господи, Боже наш,
Дай нам спасенье,
веру, надежду, любовь и мир...
Сделал аранжировку на два оркестра - русский народный и симфонический, собрал хор в 300 человек. И исполнил 3 ноября прошлого года на своем юбилейном вечере в зале "Россия".
С тех пор кому бы я ни показывал эту запись - реакция одинаковая, причем она состоит из двух частей. Первая: нет сомнений - вот он, Гимн России. Вторая: но он никогда не будет утвержден. Я понимаю скептиков: они знают, что наши чиновники страшно боятся обвинений в имперских амбициях. Хотя речь идет не о возрождении империи, а о естественной преемственности. Вернули же другие эмблемы. Да и не так уж изменилось у нас государственное устройство. Президент - тот же царь, только выборный (что, впрочем, тоже было уже в XVII веке).
Нет в тексте и однозначной православной направленности. Ведь Бог для всех един. Правда, стилистика некоторых выражений близка православию, но это, я думаю, не зазорно для страны, которую - не надо забывать - собрал воедино русский народ.
Не подумайте, что я использую популярную газету, чтобы "пихать" свой вариант. Пусть кто-нибудь другой напишет текст лучше. Но для меня Гимном России была, есть и будет музыка Львова.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников