ДЕТКИ И "БАБКИ"

Сегодняшние дети - не то, что мы в их возрасте. Для старших поколений в пору их детства деньги никогда не играли такой роли, как для нынешних ребят. В какой-то мере, сама жизнь возвела для многих рубль (а тем паче - доллар) на некий пьедестал. Часть детей "заражается" денежной лихорадкой от взрослых. Так или иначе, но мечты о больших деньгах сегодня и в детской среде заслоняют мечты о подвиге, о славе... Что значат деньги в жизни детей? Как они влияют на взаимоотношения ребят? Насколько болезненно воспринимается ими разделение на богатых и бедных? Эти и другие вопросы корреспондент "Труда" задала знатоку детских проблем психоаналитику Кристине ЩАРНАЙТЕ.

- Кристина Альбертовна, когда, собственно, началась среди детворы "золотая лихорадка"?
- В особенности - тогда, когда в нашу жизнь вошло слово "рынок". Это естественное для современного общества понятие далеко не сразу было "освоено" даже взрослыми и вызвало изрядный переполох среди ребятни. Слово "деньги" прочно вошло в обиход, громко зазвучало с голубых экранов. Вспомните наши знаменитые "пирамиды", назойливую рекламу, вездесущего Леню Голубкова. Вспомните девчушку, которая изо дня в день уверяла нас с телеэкрана, что у нее будет "вот такой миллион". Потом чьи-то родители и в самом деле сумели быстро разбогатеть, а чьи-то остались у разбитого корыта. И началось разделение на "новых русских" (читай - богатых) и "новых бедных".
- А так ли уж заметно и резко, как среди взрослых, происходило это разделение в детской среде?
- Увы, еще более заметно и болезненно. Ведь дети есть дети, и им свойственно бахвалиться. "Богатенькие" и "бедненькие" детки - это, пожалуй, самое печальное и горькое последствие разделения нашего общества по признаку достатка. Должна сказать, однако, что сама я не разделяю бытующую точку зрения о том, что дети "новых русских" - счастливее других.
- Что же мешает им таковыми быть?
- Мало кто знает, что эти "привилегированные" детки чаще всего обделены родительским вниманием и заботой - их деловые, делающие деньги родители зачастую полностью передоверяют своих чад чужим людям - нянькам, гувернанткам, личным шоферам и телохранителям.
- Но у богатых людей сплошь и рядом - неработающие жены. Что мешает им взять заботы о детях целиком на себя?
- Мешает их роль при влиятельном и богатом муже. "Представительская" роль при муже обязывает жену проводить время определенным образом: днем - в парикмахерских, у косметички и массажиста, вечером - на презентациях, коктейлях, банкетах и прочих "тусовках" и "акциях". Так что на детей даже у неработающих жен фирмачей и олигархов времени практически не остается, не говоря уже о женах, занятых в бизнесе. Общаясь в основном с одушевленными, но вышколенными "слугами" и с неодушевленной электронной техникой, ребенок лишен возможности проявлять свои чувства - ведь гувернантка не разрыдается при нем в порыве сострадания, телохранитель не посочувствует, а компьютер и вовсе не запрыгает от радости. Выходит, что ему не с кем душевно разделить ни свои маленькие радости, ни свои обиды и огорчения.
Есть и более серьезные вещи: у денежного изобилия в применении к детям есть немало факторов, пагубно отражающихся на них. Например, постепенно развивающаяся завышенная самооценка, вседозволенность, отсутствие естественного для детей уважения к старшим. А в своей среде они нередко становятся чужаками, которых недолюбливают и сторонятся. Теми же, кто набивается к ним в друзья, движет, как правило, корысть. Понятно, что от таких "друзей" ни истинной привязанности, ни верности ждать не приходится. Так что уделом многих маленьких "счастливчиков" нередко становится одиночество.
Кроме того, такого богатенького отпрыска трудно чем-то обрадовать, заинтересовать, удивить, и чем старше, тем апатичнее он становится, черствее, пресыщеннее, и, чтобы испытать чувство возбуждения, радости, эмоционального подъема, ему требуются все более сильные раздражители, что сплошь и рядом приводит либо к алкогольному пристрастию и наркомании, либо к психопатии.
- Ну а у детей из другого социального слоя? Разве бедность не приводит к тяжким последствиям, разве не порождает комплексов неполноценности, чувства постоянной униженности, наконец, зависть, разъедающую душу?
- Несомненно. Дети, которым бедность достается как бы по наследству от родителей, ущемлены уже от рождения. Да, наряду с "традиционно бедными" (алкоголиками, лентяями, патологическими неудачниками), которые были, есть и будут всегда, наше время породило и "новых бедных" - преимущественно из среды интеллигенции и квалифицированных рабочих, многие из которых имеют высшее образование и достаточно высокий культурный уровень. Это те, кто прежде, при советской власти, чувствовал себя более-менее обеспеченным, а нынче живет ниже прожиточного уровня. Самая страдающая сторона в таких семьях - дети. Дело в том, что тяга к образованию и к достойному образу жизни у них - "наследственная", но у родителей нет ни денег, ни нужных связей, а то, что им доступно (профессии учителя, врача, инженера), за редкими исключениями, когда талант сам пробивает себе дорогу, не может обеспечить им даже среднего уровня жизни. Так что эти дети как бы заранее обречены на воспроизведение незавидной судьбы своих родителей. Мечте, которая живет в них с детства, - о "вот таком миллионе", - за редчайшими исключениями, не дано сбыться даже в сильно уменьшенном масштабе. И они, как это ни печально, знают об этом. Вот что показал опрос, проведенный сотрудниками Института социологии Российской академии наук среди этой категории детей: всего семь процентов опрошенных детей еще не потеряли надежду на будущую благополучную жизнь, остальные уже сейчас - законченные пессимисты.
- А есть ли способ, который не позволил бы развиться губительному "комплексу бедности"?
- Прежде всего надо понять, что "завидущие глаза" - убежденность ребенка в том, что у других все лучше, чем у него, а отсюда и растущее чувство униженности, обида и злость - формируются у него не тогда, когда он слышит от папы и мамы, что денег сейчас или на данную покупку у них нет, а тогда, когда "денег нет" звучит в семье постоянно обреченно. Старайтесь избегать при детях жалоб на бедность, а безденежье объясняйте временными трудностями. Постарайтесь бодриться сами и внушать своим детям оптимизм, потому что последствия детской обиды и злости непредсказуемы: тут могут быть даже самые крайние варианты - воровство дома, в школе, в магазине, контакт с криминальным миром. Чтобы этого не произошло, уделяйте своему обиженному на жизнь ребенку максимум внимания, почаще говорите с ним о жизни, о том, что вы считаете в ней самым главным. Всячески отвлекайте его от постоянных мыслей о деньгах. Например, мастерите что-нибудь вместе с ним, учитывая его склонности и увлечения, почаще устраивайте семейные прогулки, занимайтесь вместе доступным видом спорта. А главное - воспитывайте в сыне (дочери) нравственные потребности: пусть он (она) поймут, что есть в жизни нечто бесценное - крепкая семья, любовь близких, верная дружба, общение с природой, просто - жизнелюбие. И все-таки, как бы вам ни было трудно выкраивать рубли из семейного бюджета, хоть иногда выдавайте своим ребятам толику карманных денег.
- Остановимся на этом. Скажите, насколько оправданна утвердившаяся во многих более или менее обеспеченных семьях практика регулярной выдачи своим чадам карманных денег? Для чего они вообще нужны детям, особенно младшего возраста?
- Они нужны для самоутверждения в детском коллективе. В отношении маленьких детей мнения расходятся. Что же касается подростков, то лучше, если они заработают себе деньги сами, - кстати, отношение к этому у большинства наших родителей за последние годы кардинально изменилось. Другая точка зрения: нельзя лишать детей карманных денег - это неправильно, непедагогично и даже вредно. Отбросив крайности, я согласна с главным: иметь "свои" деньги детям-школьникам не возбраняется, хотя и здесь, как во всем, что касается детей, нужны мера и контроль: выдавая детям определенную разумную сумму карманных денег, надо знать, на что они будут потрачены, и оговаривать категорический запрет на покупку алкоголя, сигарет.
- Иными словами, если семейный бюджет позволяет, скромные карманные деньги детям не повредят, важно лишь, чтобы они распоряжались ими не бесконтрольно. Так? А как же быть с завистью? Ведь одним родители дают больше, другим меньше, а третьим и вовсе мелочевку?
- Конечно, возможности у всех разные, но даже очень обеспеченным родителям не порекомендую выдавать своему дитяти деньги без счета - "по требованию": деньги, как известно, любят счет, а в применении к детям требуют еще и отчета - родителям не должно быть безразлично, на что они потрачены.
- А как вы относитесь к вошедшему у нас в моду "методу поощрения рублем" своих детей?
- Резко отрицательно. Это же дикость - платить своему ребенку за естественную помощь в домашних делах или за нормальную учебу. И тем не менее вы правы: это почему-то привилось во многих семьях. Каждый нормальный поступок сына или дочери оценивается по таксе: за застеленную постель - столько-то, за вынесенное мусорное ведро - вдвое больше, а за отличную отметку - по максимуму. Дети очень легко привыкают к такому "заработку", входят во вкус и начинают вымогать буквально за каждый чих - тарелку грязную не отнесут в кухню задаром. А потом родители приходят к нам со слезами - откуда, дескать у него (нее) такая душевная черствость? И невдомек им, что они сами научили свое дитя и шагу не делать без соответствующей мзды.
Если с ранних лет приучить человека к тому, что участие в домашних делах, помощь близким, внимание к ним должны оцениваться в деньгах, то нелепо будет ожидать от него потом бескорыстия, доброты и отзывчивости - он вырастет законченным эгоистом, человеком с искаженными представлениями о сыновнем долге.
- Так к какому же выводу мы с вами пришли?
- А вывод простой: не стоит втолковывать детям утешительный "совковый" афоризм "Не в деньгах счастье" - они все равно не поверят нам. Важно, чтобы деньги не застили им белый свет. Пусть поймут главное: без денег, конечно же, плохо и надо научиться зарабатывать их, но не следует возводить их в культ - есть на свете немало и иных ценностей, не имеющих ничего общего с толщиной кошелька.