ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ

В Барнауле последние деньки бабьего лета. В садах и парках дворники старательно сгребают в кучи опавшую листву. У автовокзала бродячий баянист что-то наигрывает в тональность грустным краскам осени. В сквере на Ленинской воркуют влюбленные парочки. Наслаждаясь последними щедрыми лучами октябрьского солнца, Барнаул совершенно не похож на город, в котором минувшим летом поселился страх.

УШЛИ В УНИВЕРСИТЕТ И НЕ ВЕРНУЛИСЬ
Напомним: в течение трех летних месяцев бесследно исчезли пять абитуриенток Алтайского государственного технического университета. Первой пропала Юлия Тихтекова. Жительница Барнаула, она приехала 29 июня с отцом на машине сдавать документы в приемную комиссию. Последнее, что видел ее отец, - дочь направляется по дорожке в университет. С той поры Юлию никто больше не видел. Документы в приемную комиссию от нее не поступили. Спустя месяц исчезла Лилия Вознюк. Ей осталось сдать последний экзамен. Накануне она пошла на консультацию и... вслед за Юлией словно бы растворилась, не оставив свидетелей своего таинственного исчезновения. Через три дня пропала Ольга Шмакова. Утром 1 августа она отправилась в университет, чтобы узнать результаты экзаменов... Спустя неделю наступил черед Анжелы Бурдаковой. Девушка приехала из Камня-на-Оби для заключения контракта на учебу. Последнее, что известно об Анжеле, - она взяла бланк договора о платном образовании и вышла из кабинета...
После исчезновения Бурдаковой в роли "подсадных" были использованы студентки юридического института, однако таинственный преступник ими не заинтересовался, словно бы знал, кто есть кто. Через неделю, 15 августа, появилась пятая жертва. Ею стала Ксения Киргизова, жительница города Бийска. Девушка уже была зачислена в университет и вместе со своими будущими однокурсниками проходила так называемую практику: мыла окна в университете. Расставшись с подругой буквально в ста метрах от входа в главный корпус, девушка пошла узнать перспективы относительно перевода на бюджетное обучение. И с того времени о ней нет никаких сведений.
В этой истории больше всего поражает то, что все пять похищений девушек, которые происходили в дневное время, когда рядом с университетом и в его корпусах весьма многолюдно, не оставили ни одного свидетеля.
Скорее всего, девушек завлекали в укромное место под каким-либо благовидным предлогом, откуда они уже вырваться на свободу не могли. Найти такой потаенный уголок в стенах университета не сложно: соединенные между собой системой переходов многочисленные учебные корпуса для новичка - тот еще лабиринт. Кроме всего прочего, у этого "лабиринта" более пятидесяти выходов, которыми, в случае необходимости, можно воспользоваться совершенно незаметно. Как бы там ни было, но преступник (или преступники, по одной из версий, это могли быть мужчина и женщина) действовал наверняка, вычисляя с первого раза наиболее доверчивых девушек.
Журналисты из "Алтайской правды" провели собственный следственный эксперимент: под предлогом того, что им нужно фото девушки для конкурса "Мисс Осень-2000" они предложили первым попавшимся в центре города девушкам проехать на машине в лес для съемок на натуре. Результат превзошел все ожидания: пять из шести приняли столь лестное, как им показалось, предложение практически без раздумий. Этот эксперимент, помимо всего прочего, показал, что трагедия пяти несостоявшихся студенток АГУ так ничему и не научила многих. Следовательно, переждав, преступник может вновь успешно продолжать свое черное дело.
АЛТАЙСКИЙ ДРАКУЛА НАЦЕЛЕН НА СТУДЕНТОК
То, что все исчезновения девушек связаны между собой, первыми поняли, к сожалению, не сыщики, а родители. В частности, когда отец и мать Оли Шмаковой узнали, что их дочь - не единственная, кто бесследно исчез из стен университета, сразу же взяли отпуск и принялись самостоятельно разыскивать дочь. Все обращения в милицию натыкались на встречный вопрос: "А что, ваша дочь еще не вернулась?.." "Альтернативное" расследование пошло еще интенсивнее, когда беда коснулась семьи Киргизовых. Был подключен краевой криминальный мир, но и он оказался не в состоянии найти преступника.
Анализируя трагические события, связанные с пропажей девушек, невольно приходишь к вопросу: почему уже первое похищение не стало для сыщиков сигналом к решительным действиям? Ведь нескольким ранее при аналогичных обстоятельствах исчезла Анисимова Лена. Она пошла сдавать документы в СПТУ N 35. 14 и 18 июля соответственно пропали бесследно 53-летняя Валентина Петровна Михайлюкова и 43-летняя Нина Ивановна Шакирова. Местом пропажи первой был Алтайский аграрный университет, второй - институт культуры. И в тех случаях также нет ни одного свидетеля.
В конце июля в протоке Оби, в районе кожзавода было найдено два расчлененных трупа девушек лет 16-18... Неужели и этих случаев было недостаточно, чтобы понять, что в городе творится что-то неладное?!
Наконец, вспоминаются трагические события двухлетней давности. Летом 1998 года исчезли жительница Барнаула Яна Шаламова и Галина Деринг из Алейского района. Обе тоже были абитуриенками вузов. Спустя незначительное время трупы и той и другой были обнаружены неподалеку от Барнаула. Золотые украшения, которые могли привлечь преступника, остались нетронутыми. Осенью 1999 года в районе ТЭЦ-2 была обнаружена еще одна страшная находка: расчлененный труп девушки лет 18.
Почему подвела интуиция тех, кто должен был начать расследование сразу, не дожидаясь, пока дело примет такой широкий резонанс? У начальника Барнаульского УВД Николая Турбовца своя "правда".
- За последние три года только по Барнаулу зарегистрировано более полутора тысяч исчезновений людей. Как правило, большинство из них так называемые неблагополучные. Проходило какое-то время, и люди находились...
По всей видимости, эта статистика в какой-то степени и помешала поначалу сотрудникам милиции и прокуратуры предпринять какие-то реальные меры. И лишь когда о пропавших заговорила во весь голос местная пресса, а за ней и московская, вслед за общественностью ЧП занялись и следственные органы. Сегодня дело об исчезновении девушек находится на контроле в Генеральной прокуратуре, а следственную бригаду возглавляет следователь по особо важным делам Дмитрий Шашков. Именно по его указанию практически закрыта вся информация о ходе розыскных мероприятий. Думается, что это вполне оправданный шаг: преступник, несомненно, внимательно следит за тем, насколько успешно идут по его следу сыщики, и любое сообщение о их работе для него бесценно.
Сегодня у следствия шесть версий происшедшего. В их числе - похищение девушек с целью трансплантации их органов или продажи людей в заграничные бордели. Версия, что девушек, мол, похищали ради выкупа, среди всех прочих кажется самой несостоятельной, так как прошло уже много времени, а никаких требований выкупа предъявлено не было.
МЫ ВЕРИМ, ЧТО НАШИ ДЕТИ ЖИВЫ
Третьего сентября Барнаул помпезно праздновал свое двухсотсемидесятилетие. Никому как-то и в голову не пришла мысль, чтобы праздник отменить или хотя бы сделать его скромнее в связи с печальными событиями. И вот именно в этот день город и следствие получили очередной вызов преступника. Возле поселка Южный у дороги был обнаружен пакет с разорванной в клочья верхней одеждой Ксении Киргизовой. О том, что вещи были подброшены накануне празднования, говорит тот факт, они не пострадали от дождей, которые лили последнюю неделю августа.
4 октября в РОВД Калманского района позвонил неизвестный и сообщил, что близ села Бурмистрово, примерно в 40 километрах от Барнаула, он наткнулся на разложившийся труп девушки. Выезд на место показал, что аноним не обманул, - ужасная находка подтвердилась. Когда скелетированные останки доставили в краевое судмедэкспертное бюро, то их исследование показало, что он, возможно, принадлежит Анжеле Бурдаковой. 8 октября еще одна страшная весть, и вновь из Калманского района: обнаружены останки еще одной девушки. Их исследование показывает, что возможно, речь идет об останках Ксении Киргизовой.
- Методики, по которым мы работаем, - рассказывает заместитель начальника бюро по экспертной работе Валерий Башмаков, - позволяют с точностью до тысячных долей процента получить положительный результат. И тут же предлагает познакомиться с результатами работы: на мониторе - контуры черепа одного из найденных трупов. Вот это, поясняет Валерий Анатольевич, так называемые контрольные точки. Точно такие же нанесены и на фотографии опознаваемой девушки. Если при наложении фотографии на контуры черепа точки полностью совпадают, значит, можно считать, что принадлежность трупа установлена. Сейчас мы продемонстрируем, как это делается... Совмещение контуров страшной находки и фотографии одной из пропавших девушек дают неопровержимый результат - летом именно эта девушка пропала в стенах АГТУ.
Но как ни была верна методика, которую продемонстрировали мне судмедэксперты, она все равно не должна отменять другие способы исследований останков. И не только потому, чтобы сохранить надежду на благоприятный исход дела для близких и родственников девушек. Ведь и сам Валерий Анатольевич, несмотря на то что опыта в проведении экспертиз по опознанию трупов ему не занимать, старается не верить беспристрастному компьютеру и надеется на то, что девушки живы.