ЖЕЛЕЗНЫЙ ПАРЕНЬ САША ЗОЛОТО

В два годика после неудачной пункции ему парализовало ноги, с тех пор они так и не выросли. В интернате для инвалидов Сашу, не посещавшего даже школу, ждала полная деградация. Но он осуществил дерзкую мечту: установил спортивный рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса, купил автомобиль, свой дом и - пробежался по росе.

В родной деревне, где нет никаких секретов, про Сашу узнали, когда тому стукнуло двадцать пять. Он удивил всю округу. Вот как рассказывает об этом эпизоде его мама Мария Васильевна:
- Рано утром я трамбовала колхозное сено в кузове машины. И вдруг чувствую чей-то взгляд. Обернулась на дорогу и ахнула, - едет в инвалидной колясочке мой Сашка, серый от пыли. Кинулась к нему: ты как тут очутился, за 130 километров от города? А он отвечает: "Да вот, захотел свою родину увидеть..."
От Донецка сюда и на велосипеде-то сложно доехать, дороги - сплошные колдобины. А парень на деревяшках с колесиками добрался. Погостил Сашка дома недолго, боялся в обузу быть. На прощанье поделился с матушкой мечтой: заиметь бы фотоаппарат, чтоб на цветных фотографиях зарабатывать. Все лето Мария Васильевна вкалывала на трех работах -и полола, и доила, и сторожила. А к осени сын, перед которым мать ощущала себя в бесконечном и неоплатном долгу, получил долгожданный аппарат.
В интернат для инвалидов мать отдала Сашу по совету врачей - там, дескать, будет наблюдение специалистов. Верила, что сынок поправится, потом смирилась и с увечьем, и с разлукой. Одно время хотела, правда, забрать домой, да муж воспротивился. Так и остался Сашка заочным членом семьи.
Свою горькую долю он осознал до конца лет в пятнадцать, когда в интернат пришла красивая здоровая девушка. Общаясь с братом-инвалидом, она бросала кокетливые взгляды на кудрявого красавчика соседа, прикрытого покрывалом. Пока не разобралась, что и тот здесь не случайный гость. Тогда-то, увидев свое отражение в чужих глазах, и решил Сашка поспорить с судьбой. В интернате, похожем, скорее, на резервацию для отверженных, двор напоминал промышленную свалку: здесь валялись старые аккумуляторы, битый кирпич, обломки досок и куски свинцового кабеля.
Александр предложил ребятам, таким же, как он, "колясочникам", переплавить аккумуляторы, сделать опалубку из досок и отлить гири. И сделал свои первые шаги к самосовершенствованию. Из их компании в четыре человека только Саша не сошел с дистанции. Качался он лежа, по шесть часов в сутки, поднимая по четыреста раз в день самодельную 40-килограммовую гирю. А в свободное время садился на колясочку и ехал в город фотографировать или штудировал школьные учебники, техническую литературу.
Вскоре в округе разнеслась весть, что есть в "богадельне" мастер, который в короткий срок и при этом дешево может отремонтировать любой магнитофон и усилитель. В интернат пошли клиенты. Его кровать превратилась в ателье по ремонту аудиотехники.
Через несколько лет Саша Золото вернулся в отчий дом на собственном авто. Старенький, но вполне жизнеспособный "Запорожец" заменил инвалиду ноги. Александр мотался по всей деревне, фотографируя юбилейные торжества, свадьбы, крестины, выпускные вечера.
Овдовевшая к тому времени Мария Васильевна жила с семьей младшего сына в небольшом доме. И Саша, не желая никого стеснять, задался целью скопить деньги на отдельную избу. В тридцать пять лет он справил новоселье, а "Запорожец" поменял на "Москвич".
Саша, ни разу не ходивший в школу, но самостоятельно изучивший точные науки, загорелся новой идеей - освоить компьютерное программирование. Но упорная работа надломила и без того слабое здоровье. Начались изнурительные боли в суставах и позвоночнике - врач настоятельно рекомендовал покой.
- Брось все, - уговаривала мать, - отдыхай, проживем на две пенсии, да огород поможет...
Но Саша решил по-своему бороться с немощью. Боль выгонялась болью: теперь все свободное время Саша тренировался. Качание гирь и отжимание от пола через несколько месяцев дали ожидаемый эффект: суставы перестали беспокоить, появился спортивный азарт.
В сорок лет Александр Золото осуществил еще одну мечту: он пробежался по утренней росе. Правда, на... руках. И прогулки по двору стали ежедневным занятием. Новая цель - выжимать двухпудовую гирю тысячу раз - потребовала усиленных тренировок. Вначале он качался во дворе за ширмочкой, потом перестал стесняться, и к лежачему атлету потянулись ровесники. Федор Черабай, детский тренер по вольной борьбе, увидев достижения Саши, воскликнул:
- Да это же рекорд! Я расскажу о тебе в спорткомитете.
Он принес Саше книжку Дикуля, главного силача России:
- Вот бы с кем познакомиться! - сказал потом деревенский супермен.
- Не спеши, - попросил Федор, - доберемся и до Москвы.
Однако Саша Золото - из нетерпеливых: однажды сел за руль своего "Москвича", приспособленного под ручное управление, усадил рядом матушку и рванул в далекую столицу. Правда, денег на бензин хватило лишь до Курска. Пришлось вернуться, зато приговоренный судьбой к неподвижности повидал десятки городов и весей!
Ну а с Дикулем все равно встретился. Знаменитый богатырь приехал к Саше сам - в конце августа нынешнего года, чтобы на турнире "Самый сильный в Донбассе" фиксировать его попытку попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Попытка удалась: Саша Золото взял тысячный рубеж! Валентин Дикуль, признанный Международной ассоциацией пауэрлифтинга самым сильным атлетом планеты, долго жал ему руку. А российский комитет по регистрации рекордов Гиннесса наградил Сашу Золото дипломом "За мужество при установке мирового достижения в жиме гири весом 32 килограмма в положении лежа в течение 78 минут тысячу раз".
Я встретилась с этим удивительным человеком в маленьком дворике низенькой белой хатенки. День клонился к вечеру, температура воздуха упала до десяти градусов, а он лежал на кушетке под деревом и, не замечая холода, играл гирями.
- Не боитесь простуды? - спросила я.
- Хотелось бы ответить "да", - слегка улыбнулся Александр, - но, к сожалению, это не так. Зиму мы просидели почти без угля, и я сильно кашлял. Весной стал пить отвары из трав, обливаться колодезной водой. Все прошло так же неожиданно, как и напало.
Полжизни в изоляции не испортили его характер, напротив, он по-детски доброжелателен, открыт и доверчив.
- Он не пьет, не курит и до еды не жаден, - гордо перечисляет мама его достоинства, - одно слово - Золото!
Саша мечтает стать олимпийским чемпионом по штанге. Штангу ему привезли друзья. Впереди зима, время затворничества. Мечтали раздобыть компьютер, а еще лучше - "ноутбук" (ведь долго сидеть Саше трудно), но не смогли найти спонсора. Так что мир для него снова может, не исключено, сузиться до размеров крошечной комнатки. А Саша Золото верит, что мир расширится однажды до самых Афин.