04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ПРИЗРАК ОПЕРЫ" БРОДИЛ ПО "РОССИИ"

Бирюков Сергей
Статья «"ПРИЗРАК ОПЕРЫ" БРОДИЛ ПО "РОССИИ"»
из номера 194 за 19 Октября 2001г.
Опубликовано 01:01 19 Октября 2001г.
Артист Николай Басков в свои 25 лет - вполне реальная звезда на нашей сцене. Но многих ли в мире шоу-бизнеса всерьез волнует его творческая судьба?

Одно только перечисление именитых гостей, коллег по сцене, пришедших в зал "Россия" поздравить Николая Баскова с первым в его жизни громким юбилеем, могло бы занять в газете много места.
На сцену к самому молодому среди вокалистов заслуженному артисту России поднимались Лев Лещенко с Владимиром Винокуром, Тамара Гвердцители, Лариса Долина, Филипп Киркоров, Диана Гурцкая, группа "Доктор Ватсон" и многие другие. И со всеми-то Коля спел в ансамбле. Кроме, конечно, роковой красавицы балерины Анастасии Волочковой да Евгения Петросяна, подарившего смешную картину-шарж, где место Шаляпина на знаменитом кустодиевском портрете занял Басков.
Добрая ирония - естественная "интонация" во время подобных чествований. Тем более она уместна в отношении Николая - человека, щедро талантливого (против этого не возражают, кажется, даже пристрастные "доброжелатели"), однако вызывающего не только восторги самой широкой публики, но и заслуживающие внимания конструктивно-критические оценки со стороны вполне дружелюбно настроенных знатоков вокального искусства. Вспомним хотя бы рецензии на состоявшуюся год назад премьеру Николая -Ленского в "Евгении Онегине" в Большом театре, когда звучали упреки и по части вокала, и по части вкуса...
С тех пор у артиста состоялось еще два дебюта в Большом: Моцарт в опере Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" и Измаил в вердиевском "Набукко". Еще более эффектен взлет на эстраде: тут Николаю удалось в прямом смысле взять Кремль. Скажем прямо: в отзывах "на Баскова", стремительно ворвавшегося на большую сцену, нередко сквозит желание не столько помочь молодому артисту аргументированной критикой, сколько "потоптать" его. В частности, певца буквально "размазывают" за "слащавость", потакание "вкусам домохозяек". (Хотя, между прочим и у иных авторов этих статей есть свои вполне достойные "домохозяйки": мамы, сестры, жены)...
Но вернемся в стены зала "Россия" и послушаем, что говорит, вручая свой подарок, чуткий Евгений Петросян:
- Мы долго ждали тебя, дорогой, и вот ты пришел. Добро пожаловать! Когда ты поешь, такое впечатление, что ангел спускается с небес. На сцену ты выходишь с любовью и уважением к зрителям...
Кого-то пафос этих слов раздражит. Но по сути в них уловлено очень важное. Николай, с его действительно редким голосом, с его "есенинской" типажностью, - давно ожидаемый герой отечественной эстрады. Сегодняшняя публика, во всяком случае, огромная (и не худшая) ее часть истосковалась по сердечному, мелодичному пению в традициях "большого вокала". Ей нужен был такой артист, как Басков, - и он появился. Ее любовь - во многом еще аванс. Но, что очень важно, аванс небезосновательный. Вот и в нынешнем концерте в голосе, во всей манере общения у Николая сквозила неподдельная теплота - качество, крайне редкое на нашей теперешней эстраде. Было и настоящее бельканто - еще более редкое достоинство, если говорить об эстрадных вокалистах. Особенно удался ансамбль с излюбленной партнершей Баскова по сцене Большого театра Ларисой Рудаковой, и не зря дуэт из мюзикла Э. Ллойда Уэббера "Призрак оперы" бисировался. Откровенно говоря, не понимаю коллег из одной московской газеты, написавших, что Басков в этом дуэте "потерялся". Уж чего-чего, а силы голоса ему не занимать, тем более что речь-то идет о микрофонном пении.
Кстати, о микрофонах. Я понимаю, петь эстраду, "вести" большой концерт совсем без электроники не принято и трудно. Но время от времени, думаю, стоило дать публике ощутить тембр басковского голоса "как он есть". Голос-то этот вполне "покрывает" 2,5-тысячный зал. Но парадокс в том, что спеть без микрофона на всю "Россию" в тот вечер решился только один человек - кто бы вы думали? Максим Галкин. Другой его коллега - пародист Александр Песков, по-моему, сослужил Баскову не лучшую службу. Популярность этого артиста мне вообще не очень понятна: он-то свой голос вовсе не утруждает, и извиваться так, как он, под чужие фонограммы, могли бы многие. Тут же просто "по аналогии" в голову закралась предательская мыслишка: а ну как и сам Коля балуется иногда "фанеркой", от чего, правда, он во всех интервью открещивается. Но поди проверь. Вон во время концерта фойе было завалено экземплярами газеты (видно, информационный спонсор), где наш герой отвечает журналисту: да, я окончил Московскую консерваторию... Хотя известно, что Коля состоял студентом Гнесинской академии - тоже весьма уважаемого учебного заведения.
Не могу не сказать о репертуаре. Тут у Николая, если не считать взятых напрокат "импортных" мелодий вроде павароттиевской "Памяти Карузо", дела не столь блестящи. Ему и его продюсерам пока не удалось выстроить такую мощную творческую "команду", какую, например, сплотила вокруг себя (причем с молодых Колиных лет, но отнюдь не обладая тогда Колиными возможностями) Алла Пугачева, что обеспечило ей такое долгое лидерство на эстраде... И те опусы, что совместными усилиями поставляют Николаю Игорь Крутой с Владимиром Матецким, вряд ли, по-моему, станут шлягерами: тандем известных эстрадных композиторов, увы, не привел к удвоению творческого потенциала.
Не секрет, что генеральный продюсер Баскова (по совместительству его тесть) Борис Шпигель вкладывает в певца большие средства. Но, видно, как человек новый в музыкальном бизнесе делает это в соответствии со своим разумением и не всегда достаточно эффективно. Знаю, например, что многих в публике, искренне любящих Баскова, раздражило оформление сцены в духе... нет, не оперного фойе, чего, возможно, хотел художник Юрий Антизерский, но, скорее, будуара.
Не секрет также, что заботит многих поклонников и деликатный вопрос о том, какой ценой доведется Николаю отрабатывать вложенные в него средства. Есть ли гарантия того, что его не заставят (как уже заставляли многих в шоу-бизнесе) "работать на поток", забывая, что такое не терпящий суеты профессиональный рост? Надеюсь, Борис Исаакович понимает, что он имеет дело не с поющей машиной, а с живым творческим дарованием. Может быть, делу помогло бы вхождение в продюсерскую фирму Шпигеля более серьезных, высокопрофессиональных консультантов - режиссеров, вокалистов, дирижеров?.. Иначе через несколько лет может повториться (не дай Бог) известная история, когда начинают поговаривать уже не о расцвете, а о преждевременном закате звезды...
Ну а пока зал "Россия" на седьмом подряд концерте Николая, завершившем новую серию его выступлений, был полон от начала до самого конца. Не многие из сегодняшних звезд могут похвастаться такой преданностью публики... Но это не повод для злой "рыночной" зависти.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников