Крупнейшая выставка изделий ювелирного мастера императорского двора России Карла Фаберже открылась для широкой публики в Брюсселе. Это часть обширной программы проходящего в Бельгии культурного фестиваля "Европалия-Россия".

Ядро экспозиции, которая будет проходить до 5 февраля будущего года, составила коллекция культурно-исторического фонда "Связь Времен", учрежденного известным российским предпринимателем Виктором Вексельбергом, пишет Итар-Тасс. В том числе знаменитые 15 пасхальных яиц, девять из которых принято называть "императорскими". Уникальные экспонаты Александр III и Николай II подарили своим супругам - Марии Федоровне и Александре Федоровне. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов или памятников, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства этой эпохи.

Их, как и более сотни других произведений ювелирного искусства конца Х1Х и начала ХХ веков, Вексельберг купил в феврале у наследников американского медиа-магната Малкольма Форбса. Эта часть творческого наследия Фаберже оказалась за границей, в основном, в результате внешнеторговой деятельности большевистского правительства России и СССР.

Десятое "императорское" яйцо работы Фаберже прислала на выставку королева Великобритании Елизавета II. Дома Виндзоров и Романовых связаны родственными узами, поэтому много изделий российского придворного мастера оказалось в коллекциях британской королевской семьи. На брюссельской выставке "британская" часть представлена выточенными из уральских самоцветов запонками императора, массивными пресс-папье, брошками, ожерельями, шкатулками, миниатюрными бюстами монархов.

Еще одно "императорское" яйцо, которое находится в собственности датского королевского двора, пока экспонируется в Америке, но его тоже ожидают в Брюсселе. Замечательные и малоизвестные работы Фаберже привез голландский королевский фонд Вильгельма: голландская монархия родственно связана как с российской, так и с британской. "Безделицы" Фаберже дарили кузенам и крестникам на Пасху и на именины, по всем мыслимым поводам.

Важнейшую роль в наполнении брюссельской экспозиции сыграли музеи России, где родился, жил и работал великий мастер. Прежде всего, музей "Московский Кремль", Эрмитаж, музеи Павловска, Екатеринбурга, Омска и Перми.

Экскурсовод, который проводил первую экскурсию, говорил о том, в какой "звездный", тревожный и роковой для России период создавались символы богатства и образцы совершенства. В 1918 году императора вместе с семьей расстреляли большевики в Екатеринбурге, в том же 1918 году - семья Фаберже закрыла производство и бежала за границу, где через два года Карл Фаберже умер.

Экспозиция, которую 4 октября открыли для особо важных персон во Дворце изящных искусств Брюсселя президент РФ Владимир Путин и король бельгийцев Альберт II, перекочевала в выставочный зал одного из ведущих в Бельгии банков И-Эн-Же, выступающего спонсором показа. Впервые произведения Фаберже засияли во всей красе благодаря изощренной системе подсветки.

Спонсорством банка объясняются и весьма демократичные для выставок подобного уровня цены: от 2,5 евро для безработных до 6 евро для индивидуальных посетителей без льгот.