19 октября 2017г.
МОСКВА 
7...9°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.57   € 67.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЛОВО ЗА ПРАГМАТИКАМИ

Колесников Сергей
Опубликовано 01:01 19 Октября 2005г.
Саммит СНГ в Казани, проходивший в рамках 1000-летия города, показал: Содружество нуждается в реформировании. Но, несмотря на определенные разногласия, даже такие "революционеры", как Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили, не ставили вопросао ликвидации СНГ. Речь шла о поиске новых форм сотрудничества, которые придали бы динамику Содружеству,об укреплении двусторонних связей.

Вопрос не так прост, как может показаться. Каково будущее СНГ? Если речь идет только о двусторонних связях, то в чем же суть Содружества? Туркмения, например, стремительно отдаляется от СНГ. Грузия, Украина и Молдавия ставят под сомнение достижения этой структуры. Они тяготеют к Западу, и, возможно, лишь экономический прагматизм удерживает их в рамках организации. С другой стороны, Белоруссия и Казахстан - очевидные сторонники более глубокой интеграции. Но, думается, именно экономический прагматизм служит ключом к решению многих проблем постсоветского пространства.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще 10 лет назад, выступая в МГУ им. Ломоносова в Москве, выдвинул идею создания Евразийского союза. При всей неоднозначности и противоречивости идеи за ней видишь стремление объединить потенциал народов, населяющих гигантские пространства. Мысль, думается, не устарела, особенно на фоне процессов последнего времени, некоторых дезинтеграционных явлений. Идея преследует благородную цель - вывести независимые республики на качественно новый уровень сотрудничества и региональной интеграции. Цель - эффективное вхождение в мировое сообщество.
Для евразийских народов и духовная разобщенность может иметь серьезные негативные последствия. Поэтому инициатива по созданию Евразийского союза фактически была призывом к интеллектуальной элите СНГ объединить усилия для сохранения общих ценностей. Простые люди тянутся друг к другу, о чем говорят Дни культуры стран СНГ в республиках Содружества. А единое экономическое пространство наряду с формирующимся Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) - важнейшие факторы развития Евразийского региона.
Правда, "прозападных" членов СНГ могут отпугнуть предложения казахского президента из-за специфического имиджа республики в либеральной среде. Эффективная экономика здесь строилась в условиях довольно жесткого государственного контроля. Однако, подчеркнем, это не мешало развитию новых демократических институтов, возникновению новых политических партий.
А если говорить о том, чего достигли режимы, возникшие после "цветных" революций, то сравнение с Казахстаном, да и той же Белоруссией, сохранившей экономический потенциал и социальные завоевания, будет не в пользу Грузии и Украины. Да, казахстанскому руководству не раз "доставалось" от правозащитных организаций. Однако, рассматривая проблемы становления стран СНГ, нельзя не учитывать традиции, менталитет, в данном случае - специфику "восточных" демократий. Например, в Киргизии, где Аскар Акаев попытался построить демократию по западному образцу, все рухнуло. Чужой опыт, без учета местных реалий, не прижился. Возможно, именно особенности "восточного", или, по-другому, "евразийского" уклада жизни и менталитета помогли в сжатые сроки консолидировать казахскую нацию, осуществить вполне западнические модернизационные реформы в экономике. Помогло и умелое использование иностранных инвестиций в освоении сырьевых ресурсов Казахстана, прежде всего в горнорудной промышленности, цветной металлургии, словом, там, где конкурентные преимущества республики особенно заметны.
Каждый народ вправе избирать свой путь развития. Но интеграция, в первую очередь экономическая, на пространстве СНГ принесет всем только пользу. Видимо, это понимают и в "мятежных" республиках Содружества, тем более что пример на виду. В поведении Казахстана заметна повадка азиатских "тигров", которые за последние 20-30 лет совершили мощный рывок, сделав Азиатско-Тихоокеанский регион оазисом новейших технологий, инновационной площадкой для всего мира.
Странам СНГ, где экономическое развитие идет на разных скоростях, необходимы собственные "тигры", способные выступить реальными лидерами устойчивого экономического роста. Это и есть основа интеграции.
На саммите СНГ в Казани, в частности, говорилось, что Содружество сможет справиться с новыми угрозами и вызовами, в том числе в сфере обеспечения безопасности и противостояния терроризму, если органы и структуры СНГ будут оптимизированы в соответствии с нынешними непростыми задачами. Думается, эта цель совпадает с интересами всех стран Содружества, будь то Россия или Казахстан, Белоруссия или Украина, Грузия или Армения...


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.