10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЛОВО ЗА ПРАГМАТИКАМИ

Колесников Сергей
Опубликовано 01:01 19 Октября 2005г.
Саммит СНГ в Казани, проходивший в рамках 1000-летия города, показал: Содружество нуждается в реформировании. Но, несмотря на определенные разногласия, даже такие "революционеры", как Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили, не ставили вопросао ликвидации СНГ. Речь шла о поиске новых форм сотрудничества, которые придали бы динамику Содружеству,об укреплении двусторонних связей.

Вопрос не так прост, как может показаться. Каково будущее СНГ? Если речь идет только о двусторонних связях, то в чем же суть Содружества? Туркмения, например, стремительно отдаляется от СНГ. Грузия, Украина и Молдавия ставят под сомнение достижения этой структуры. Они тяготеют к Западу, и, возможно, лишь экономический прагматизм удерживает их в рамках организации. С другой стороны, Белоруссия и Казахстан - очевидные сторонники более глубокой интеграции. Но, думается, именно экономический прагматизм служит ключом к решению многих проблем постсоветского пространства.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще 10 лет назад, выступая в МГУ им. Ломоносова в Москве, выдвинул идею создания Евразийского союза. При всей неоднозначности и противоречивости идеи за ней видишь стремление объединить потенциал народов, населяющих гигантские пространства. Мысль, думается, не устарела, особенно на фоне процессов последнего времени, некоторых дезинтеграционных явлений. Идея преследует благородную цель - вывести независимые республики на качественно новый уровень сотрудничества и региональной интеграции. Цель - эффективное вхождение в мировое сообщество.
Для евразийских народов и духовная разобщенность может иметь серьезные негативные последствия. Поэтому инициатива по созданию Евразийского союза фактически была призывом к интеллектуальной элите СНГ объединить усилия для сохранения общих ценностей. Простые люди тянутся друг к другу, о чем говорят Дни культуры стран СНГ в республиках Содружества. А единое экономическое пространство наряду с формирующимся Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) - важнейшие факторы развития Евразийского региона.
Правда, "прозападных" членов СНГ могут отпугнуть предложения казахского президента из-за специфического имиджа республики в либеральной среде. Эффективная экономика здесь строилась в условиях довольно жесткого государственного контроля. Однако, подчеркнем, это не мешало развитию новых демократических институтов, возникновению новых политических партий.
А если говорить о том, чего достигли режимы, возникшие после "цветных" революций, то сравнение с Казахстаном, да и той же Белоруссией, сохранившей экономический потенциал и социальные завоевания, будет не в пользу Грузии и Украины. Да, казахстанскому руководству не раз "доставалось" от правозащитных организаций. Однако, рассматривая проблемы становления стран СНГ, нельзя не учитывать традиции, менталитет, в данном случае - специфику "восточных" демократий. Например, в Киргизии, где Аскар Акаев попытался построить демократию по западному образцу, все рухнуло. Чужой опыт, без учета местных реалий, не прижился. Возможно, именно особенности "восточного", или, по-другому, "евразийского" уклада жизни и менталитета помогли в сжатые сроки консолидировать казахскую нацию, осуществить вполне западнические модернизационные реформы в экономике. Помогло и умелое использование иностранных инвестиций в освоении сырьевых ресурсов Казахстана, прежде всего в горнорудной промышленности, цветной металлургии, словом, там, где конкурентные преимущества республики особенно заметны.
Каждый народ вправе избирать свой путь развития. Но интеграция, в первую очередь экономическая, на пространстве СНГ принесет всем только пользу. Видимо, это понимают и в "мятежных" республиках Содружества, тем более что пример на виду. В поведении Казахстана заметна повадка азиатских "тигров", которые за последние 20-30 лет совершили мощный рывок, сделав Азиатско-Тихоокеанский регион оазисом новейших технологий, инновационной площадкой для всего мира.
Странам СНГ, где экономическое развитие идет на разных скоростях, необходимы собственные "тигры", способные выступить реальными лидерами устойчивого экономического роста. Это и есть основа интеграции.
На саммите СНГ в Казани, в частности, говорилось, что Содружество сможет справиться с новыми угрозами и вызовами, в том числе в сфере обеспечения безопасности и противостояния терроризму, если органы и структуры СНГ будут оптимизированы в соответствии с нынешними непростыми задачами. Думается, эта цель совпадает с интересами всех стран Содружества, будь то Россия или Казахстан, Белоруссия или Украина, Грузия или Армения...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников