НЕ ТЯНИ РЕЗИНУ

Тишина. Мастер шиномонтажа Валерий Чернышов бездельничает. Клиентов мало - два-три в день. - "Готовь сани летом" - не про россиян, - иронично замечает он. - Морозец ударит, и снег упадет - толпы повалят. Картина повторяется каждый год. А ведь замену "автообуви" нельзя проводить в спешке.

Прошу объяснить на примере.
- Вот подъезжал "товарищ" на "Жигуле" с помятым бампером и крылом. В ДТП винит вторую сторону: резко, мол, тормознул перед ним. А я посмотрел на его резину и говорю: "Вы бы в свой огород заглянули, у вас же летние покрышки, да и те почти лысые".
Валерий раскладывает все по полочкам.
- За "поцелуй" чужой машины страховщики заплатят. Так что, кроме угрызений совести, потерь нет. Но в свою машину придется вкладывать. Замена, покраска крыла обойдется тыщи в четыре. Бампер - еще 500-700. Хорошо, если ничего больше не повреждено. Все равно тысяч 5-6 набежит. И это "жигуленок", а иномарка тысяч в 20 станет. Заменить резину - около тысячи. Да, займи, но поставь хорошие колеса. Я бы лично на месте гаишников наказывал водителей, которые вовремя этого не делают.
Кстати, за рубежом поступают именно так. В Америке, Англии страховые компании даже не выплачивают страховку в таких случаях: считая, что техническое состояние машины не отвечает требованиям; за это несет ответственность владелец. Да и техосмотр автомобиль не пройдет, если у него плохая резина - хоть зимняя, хоть летняя. У нас же никто не смотрит, в каком состоянии "обувка". Разве что летом гаишники гоняют водителей, продолжающих ездить на шипованных колесах. Но в этом проявляется не забота о людях в авто, а прежде всего об асфальте.
- Еще один момент, - говорит Чернышeв, - когда все побегут в шиномонтажные, на арену выползут липовые мастера. Халтурщики. Они появляются в межсезонье, срубают бабки и исчезают.
- И как тут не пролететь?
- Смотреть внимательно, как работает мастер. От поддатого, а пьют многие шиномонтажники, бегите прочь. Присмотритесь, как работает человек. Если, к примеру, он не наживляет рукой крепежные болты, а сразу вставляет их в пневмопистолет и так прикручивает диск, то налицо - халтура. Причем опасная. Сорвет резьбу, придется менять ступицу. Опять затраты. Не стесняйтесь проверить, какой инструмент, оборудование, оснастка, монтажный материал на шиномонтаже. Пойдем покажу, на что еще надо обращать внимание.
Мы подходим к стеллажу с разными "автоприбамбасами".
- Это спецпаста. Фирменная. Знаю тысячу случаев, когда вместо нее используют обычное мыло, отработанное масло. Зачем? А чтобы легче баллон посадить на диск. В результате диск крутится отдельно, покрышка отдельно...
- Некоторые водители из экономии сами меняют резину и вроде ездят...
- Ради Бога. Но балансировку колес и сход-развал сделать на зиму надо непременно. Зачем? Этот маленький грузик, неправильно прикрепленный при балансировке к диску, на большой скорости из-за центробежной силы превращается в 10-20 килограммов. Эти килограммы бьют по подвеске, выводят из строя рулевое управление, за пару недель превратят новую резину в тряпочку.
- Ну вот я поставил новую шипованную резину. Снега еще нет. Я могу гонять, как хочу?
- Увы. Такие колеса надо сначала прикатать. То есть не превышать определенную инструкцией скорость движения, пока шипы не сядут прочно в свои гнезда. И второе: не тормозите резко. Можно влететь в багажник впереди идущей машины. Как? Просто: керамические наконечники шипов скользят даже по асфальту, словно подбитые подковами ботинки по кафельному полу...
ВО ЧТО ОБОЙДЕТСЯ СМЕНА ПОКРЫШЕК? В СРЕДНЕМ ПО МОСКВЕ (В РУБЛЯХ)
Размер колеса R13 R14 R15 R16
Снять и установить колесо 30 35 40 45
Разборка колеса 25 30 40 50
Сборка колеса 25 30 40 50
Балансировка (набивной груз) 30 40 50 60
Балансировка (клееный груз) 50 60 70 80
Сход - развал: цена колеблется от 600 до 2000 р.
в зависимости от марки машины.
ЧТО ПОЧЕМ? ЦЕНЫ В РЕГИОНАХ
Ростов-на-Дону.
Автопокрышки 175/70 R13:
а) БИ-391 (Беларусь) - 730 р.
б) Bridgestone LM-18 - 1850 p.
в) Nokian HKPL-5 - 2680 p.
Калининград.
Зимняя резина R14 импортного производства в среднем стоит 1690 рублей. На 15 октября выбор был ограничен.
(по данным Л.Карамышевой и И.Смирновой).
КАК ОТЛИЧИТЬ ПОДДЕЛЬНЫЕ КОЛЕСА
Объясняет менеджер автомагазина Андрей СКОРЫЙ:
?- Чтобы отличить настоящую импортную шину от контрафактной, нужна лупа. На оригинале есть буква "Е". Поддельная шина тоже имеет букву "Е" - обведенную кружочком, что якобы соответствует евростандарту. Но на оригинале рядом с "Е" стоит одна из цифирек от 1 до 16. Это - обозначение страны, имеющей право проводить испытания и присваивать знак и номер техконтроля. Таких государств 16 ( Россия не входит). Те, кто выдает отечественные шины за импортные, обычно не рискуют ставить цифры - боятся скандала. Но не всегда - нахальных производителей у нас хоть отбавляй.
Еще один способ обнаружить подделку - по меткам износа шины. В наших правилах дорожного движения оговорено, что резина с протекторами высотой меньше 1,6 миллиметра к эксплуатации не допускается. На Западе износ определяется по меткам. Найти, где расположены они, можно по стрелочкам или значку из трех букв NWI. Напротив значка или стрелки, на протекторе есть жирная отметина. Подделать ее малореально. Или очень хлопотно. Так что ищите значок, вооружившись лупой. Когда найдете, дышите свободно - перед вами оригинальная покрышка.
Но есть мастера, продающие оригинальные шины импортного производства... слегка бракованные. Их закупают за рубежом по ценам сниженным, а продают у нас по самым высоким. За бугром есть три цвета для шин с браком. Красная полосочка означает, что на покрышке при прохождении техконтроля обнаружены косметические дефекты и она уценена, переведена из класса А в класс В. Такая резина даже имеет гарантию, и ездить на ней можно. Но стоить она должна процентов на 30 дешевле. Желтый цвет говорит о том, что покрышка по качеству зачислена в класс С. У такого изделия нарушен состав каучуковой смеси. Стоит она дешево, гарантии на нее нет и покупать ее, значит, рисковать головой. Зеленая краска соответствует классу D и от нее лучше бежать подальше. Хорошо, если наш коммерсант не удосужился стереть краску, но это редкость - продавцы народ ушлый. Вновь пригодится лупа. В микропорах краска, как правило, остается. Потому смотрите внимательно, цветная метка наносится обычно на ободе шины.
Тщательно просматривайте и шипованную резину. Наконечники должны быть на одном уровне. У многих зарубежных шин шипы убираются при нажатии на них отверточкой. Не стесняйтесь проверить. Хорошенько осмотрите и патрон, в котором сидит каждый шип.
КАКАЯ "ОБУВЬ"ПОДХОДИТ ВАШЕЙ МАШИНЕ
?В инструкции по эксплуатации отечественного авто или на кузовной наклейке иномарки указывается четыре параметра шин, наиболее соответствующих типу вашего авто. Стандарт. Но для России он не всегда годится. Нужны поправки. Первая: зимой покрышки должны быть не шире, как многие считают, а уже, чем летом. Если в жару годится 205-я резина, то для холода и снега больше подойдет 185-я. Широкие шины больше скользят и превращаются в "лыжи" на ледяных буграх. Вторая поправка связана с серией шины - отношением высоты профиля к ширине в процентах. Совет такой: для наших разухабистых дорог низкопрофильная резина (менее 70) - головная боль: на каждой кочке можно погнуть или сломать диски. Третье замечание относится к буквам R и D - радиальная и диагональная. Для сельских дорог больше подходит диагональная. С размером обода (четвертый основной параметр) не ошибетесь: возьмете меньше - покрышка не налезет на диск.
В России надежнее покупать не всесезонную резину, а все-таки иметь два комплекта колес - для зимы и для лета. Всесезонная, особенно "забугорная", рассчитана на "забугорный" же климат, а он у нас несколько иной, нежели в Средиземноморье. Так что "всесезонка" от "пирелли" вряд ли подойдет калужанам или якутянам. Определить тип резины можно по латинским буковкам. "M+S" "грязь" (Mud) + "снег" (Snow) означают, что перед вами зимние и универсальные шины. "AW" "любая погода" (Any weather) - всесезонные шины, то же и "AS" - "все сезоны" (All Seasons). На какие из надписей на боковинах стоит обратить внимание? Вот буквы Q, G, T, H и так далее. Это скоростная категория. Q предупреждает, что шина не выдержит скорости выше 160 км в час. В любом фирменном магазине есть таблицы скоростных режимов для колес. Не мешает помнить и о величине нагрузки, которую может выдержать покрышка. Она обозначается двумя цифрами. Так, 60 значит, что колесо не лопнет, если на него будет давить 250 килограммов, не более. Если учесть вес автомобиля, пассажиров, груза и разделить на четыре, то эта самая нагрузка не так и мала. Прикиньте, сделайте запасик килограммов в 50 и выбирайте шину с таким расчетом, чтобы она не лопнула, когда вы повезете дорогую, но тучную тещу на дачу.