К СТОЛУ, РЕБЯТУШКИ!

Наталья Васильевна Евтухова начала готовиться к Осенинам задолго до назначенного дня. Для начала книжки почитала. Потом освоила старинные блюда: научилась, к примеру, варить пшенную кашу с тыквой, луком и морковкой. Знакомых и соседей в праздник сбора урожая на Руси принято было потчевать не абы чем - овощами, злаками, зеленью, выращенными собственными руками. В итоге стол ломился от яств: тушеная капуста с перцем и горошком, блины и оладьи с овощами, пончики с изюмом и вареньем, салаты всех мастей, соленые огурчики с помидорами.

Народ ел и нахваливал. Наталья Васильевна то бегала встречать прибывающих гостей, то тут же вставала к плите - допекать блины, чтобы хватило на всех. В Покровке (район Красноярска с частной застройкой) отмечают традиционные праздники всем миром: гуляют на улице, угощают друг друга в своих домах. И на Рождество колядовали, и Масленицу встречали, теперь вот на Осенины собрались.
Дом Натальи Евтуховой для осеннего застолья выбрали неслучайно. Проводили конкурс на лучшую усадьбу - она оказалась самой работящей хозяйкой. У нее и огород знатный, и цветники роскошные. Для души выращивает розы. Хотя даже цветам находит практическое применение - наварила розового варенья.
Очередные гости пожаловали с песнями и плясками. Фольклорный ансамбль "Славяночка" из музыкальной школы N 5 начал водить хороводы, плести "ручеек" еще на улице. А когда девчонки вошли в дом, усидеть на месте уже не мог никто. Под старинные обрядовые песни, сибирские частушки пошли выкидывать коленца и старые, и малые. "Славяночки" так азартно запевали, гукали - покрикивали от избытка чувств, притопывали и прихлопывали, что даже самые смурные забыли про свои печали. На то и праздник!
- Мы любим приезжать в Покровку, - говорит руководитель ансамбля Светлана Майзингер. - Здесь всегда хорошо встречают, готовы вместе с нами и петь, и плясать. А песни свои привозим из деревень, находим их у бабушек, записываем. Некоторым из них по 200 лет, другим - больше тысячи. Древние календарные песни сохранились сегодня только в Белоруссии и Сибири. Хороводные, плясовые звучали в деревнях в ХV-ХVI веках и дошли до нас, конечно, не в чистом варианте. Но кое-что осталось: считается, что то же гуканье имеет магическое значение. Такими возгласами боролись с природными стихиями, просили о хорошем урожае. Осенины - скорее, современное название. Раньше было принято говорить "помочи", то есть помощь. Люди собирались вместе, чтобы помочь друг другу собрать урожай. А когда работа заканчивалась, начиналась гулянка - кстати, это чисто сибирское слово.
Маша Григорьева и Полина Гордейчук поют и пляшут в ансамбле уже седьмой год и останавливаться, как бы потом ни сложилась жизнь, не собираются. Хором говорят: "Просто ходить на дискотеки - скучно. Если мы эти песни не найдем, не исполним, они же умрут. Жалко". В классе у них стоят самые настоящие прялка, печная лопата, ухват, угольные утюги, крынки, чугунки. Что называется, здесь Русью пахнет.
Из экспедиции девчонки привезли не только слова и мелодии древних песнопений, но и костюмы: юбки, которые носили столетия назад, телогрею, душегрею (без рукавов, греет душу), свадебные рубахи. Концертные наряды с помощью родителей и художника Марины Каминской создают по этим образцам. Костюмы хоть и похожи, но на каждом - своя, отличная от других вышивка.
"К столу, ребятушки", - зовет Наталья Васильевна юных, раскрасневшихся от буйной пляски артистов. Они не ломаются - с аппетитом уплетают разносолы. А потом опять затягивают: "Где ж ты, Матренушка кудрявая", "Чарочку", "Вот блины мои, блины", "Марусеньку". И зовут в новый хоровод развеселившийся не на шутку народ. Гулянка, одним словом.