«Роснефть»: восточный вектор

Азиатско-Тихоокеанский регион становится локомотивом для российской экономики 

Западные санкции, с одной стороны, осложняют текущую экономическую ситуацию в России. А с другой - открывают целый ряд стратегических перспектив, эффект от которых может многократно перекрыть ущерб, наносимый нашей стране недружественной политикой отдельных сил на Западе.

Что ж, в который раз приходится напоминать, что Россия - крупнейшая мировая держава, расположенная в центре Евразии. Как неоднократно отмечал Владимир Путин, «внешняя политика России остается глобальной по своему охвату не только в силу военного или экономического потенциала, но и в силу географической специфики страны. Мы присутствуем и в Европе, и в Азии, и на Севере, и на Юге. Естественно, что там есть наши интересы».

Наглядной иллюстрацией к словам президента РФ служит деятельность компании «Роснефть» - лидера российской нефтяной отрасли и крупнейшей публичной нефтегазовой корпорации мира, которая, несмотря на санкции, продолжает успешно взаимодействовать с западными партнерами, развивает целый ряд проектов на Крайнем Севере, сотрудничает со странами Африки (Алжир, Египет и др.) и Ближнего Востока. А наиболее перспективным направлением - как для российской экономики в целом, так и для одного из ее локомотивов в лице «Роснефти» - эксперты по праву считают Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

Российский орел и китайский дракон

Очевидно, что главным стратегическим партнером России в АТР является лидер мировой экономики - Китай. Руководители наших стран без проблем находят общий язык по самому широкому спектру вопросов. Это делает более динамичным и экономическое сотрудничество - в частности, в нефтегазовой отрасли.

Ожидаемый суммарный объем сотрудничества компании «Роснефть» с китайскими парт-нерами до 2035 года составит более 500 млрд долларов. За последние 10 лет ежегодные поставки нефти и нефтепродуктов из России в КНР увеличились в 20 раз - до 36 млн тонн. «Три четверти этого объема приходится на «Роснефть», - отмечает президент компании Игорь Сечин. - За последнее десятилетие мы поставили в Китай более 150 млн тонн нефти и нефтепродуктов, увеличив поставки почти в 5,5 раза: с 5,1 млн тонн в 2005 году до 28 млн тонн».

Весной 2015 года на нефтяном рынке произошло событие, названное экспертами «тихой революцией»: Россия обогнала Саудовскую Аравию по объему экспорта нефти в Китай. По информации Государственного таможенного управления КНР, импорт из Саудовской Аравии в апреле снизился на 42% - до 721 тысячи баррелей в день, а российские поставки в мае выросли на 20% и составили рекордные 927 тысяч баррелей в день.

В начале сентября нынешнего года состоялось событие не менее знаковое: во Владивостоке прошел I Восточный экономический форум, в котором принял участие Владимир Путин. Буквально накануне открытия форума «Роснефть» провела переговоры в Пекине, на которых было подписано несколько важнейших документов.

В частности, компания подписала соглашение по обмену активами с China Petrochemical Corporation, которая будет участвовать в проекте ВНХК (Восточная нефтехимическая компания). Он предусматривает создание крупнейшего нефтеперерабатывающего комплекса на территории Дальневосточного федерального округа мощностью до 30 млн тонн сырья в год, который призван решить ряд важных задач: устранение дефицита и снижение цен на моторные топлива; развитие инфраструктуры и сопутствующих производств; использование уникальных возможностей, создаваемых быстрорастущим спросом на продукцию нефтехимии и нефтепереработки в АТР. Достигнута стратегическая договоренность с Китайской национальной химической корпорацией (ChemChina) о ее вхождении в этот проект в качестве инвестора. В свою очередь, «Роснефть» получит 30% в дочке ChemChina Petrochemical Corporation (CCPC), которая владеет девятью НПЗ в Китае мощностью 25 млн тонн в год.

Эксперты оценивают эту сделку как новый формат интегрального сотрудничества. Китайская сторона возьмет на себя инвестиционные риски, при этом «Роснефть» впоследствии сможет не только удовлетворить растущие энергетические аппетиты Дальнего Востока России, но и получит дополнительный доступ к китайскому рынку благодаря сильным позициям ChemChina на внутренней арене. ВНХК позволит успешно монетизировать сырье из Восточной Сибири. И еще один важный момент - привлечение ChemChina к реализации проек-та значительно снижает риск того, что компании из КНР сами построят предприятия аналогичной мощности в Китае и таким образом закроют для России китайский рынок нефтехимии. «Для России этот проект чрезвычайно выгоден и интересен, - заявил «Труду» генеральный директор ЗАО »ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. - Китай инвестирует в завод в России, а не в Китае, предоставляя нам доступ на огромный китайский рынок и рынки АТР. При этом «Роснефть» сохранит контроль над проектом. Весь производственный комплекс находится на российской территории, налоги будут платиться в российский бюджет. Рабочие места будут создаваться для россиян». При этом вскоре после зак-лючения сделки заместитель председателя правительства Юрий Трутнев заявил, что «не видит никаких препятствий для придания проекту статуса ТОР».

Кроме сделки c ChemChina «Роснефть» подписала в Пекине основные условия соглашения с China Petrochemical Corporation (Sinopec) в отношении сотрудничества в рамках предлагаемого совместного освоения Русского и Юрубчено-Тохомского нефтяных месторождений. Документ предусматривает возможное приобретение Sinopec до 49% в Восточно-Сибирской неф-тегазовой компании (ВСНК) и »Тюменнефтегазе», владеющих лицензиями на освоение и разработку месторождений.

Уже в рамках форума было заключено трехстороннее сог-лашение между «Роснефтью», Avestra Chemical и Far East Gas о сотрудничестве в области поставок пропилена и различных видов сжиженных углеводородных газов в Китай в объемах от 60 до 200 тысяч тонн в год через пограничный переход Забайкальск - Маньчжурия. Комментируя заключенные соглашения, Игорь Сечин отметил, что в силу географической близости, огромных энергетических запасов и в целом благоприятных условий их извлечения поставки энергоресурсов из России являются наиболее конкурентными.

Сотрудничество с Китаем отнюдь не исчерпывается поставкой энергоресурсов. «Роснефть» и китайские партнеры реализуют целый ряд инвестиционных проектов на территории наших стран. По словам президента компании, «Роснефть» уже вложила около 5 млрд долларов в сов-местные проекты «Сахалин-3», «Удмуртнефть» и «Восток-Энерджи». А в обозримом будущем планируется потратить на развитие предприятий на Дальнем Востоке около 1,3 трлн рублей. Эту цифру озвучил президент России.

Имеет принципиальное значение то, что партнерство с Китаем идет на благо развитию российского Дальнего Востока. Только в рамках проектов «Роснефти» планируется создать в регионе до 100 тысяч рабочих мест.

Важнейшей особенностью сотрудничества России и Китая является общее желание строить отношения на принципах многополярного мира. Прошлой осенью на саммите АТЭС главы наших государств заявили о необходимости перехода на расчеты в национальных валютах. С начала 70-х годов прошлого века, когда цены на нефть были привязаны к доллару, и производители энергоресурсов, и их потребители вынуждены покупать для взаимных расчетов американскую валюту. Такое положение вещей нельзя назвать справедливым. Именно поэтому так важно стремление России и Китая, которое поддерживают многие другие страны, сделать рынок энергоносителей более стабильным и защищенным от манипуляций, отвязав его от доллара.

Ванкор, еще Ванкор!

Партнерством с Китаем, несмотря на его стратегическую значимость, интересы России в АТР вовсе не ограничиваются. Это демонстрирует глава «Роснефти» Игорь Сечин, который еще в прошлом году на российско-японском инвестиционном форуме озвучил принципы так называемого интегрального подхода: «Мы готовы рассмотреть совместную инвестиционную работу по всей технологической цепочке - в добыче, в инфраструктуре, переработке и транспортировке углеводородов». Это предложение относится ко всем влиятельным компаниям Восточной и Южной Азии. Практическое его применение можно рассмотреть на примере Ванкорского месторождения на севере Красноярского края.

На базе этого месторождения формируется новая нефтегазовая провинция, включающая не только месторождения Ванкорского кластера (Сузунское, Тагульское и Лодочное), но и Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское в Восточной Сибири, а также Среднеботуобинское в Якутии. Эти месторождения обеспечат до 2020 года дополнительную добычу до 31 млн тонн нефти и свыше 8 млрд кубометров газа.

30 августа 2014 года в ходе российско-китайской встречи на высшем уровне президент России впервые заявил о возможном участии Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) в проекте по добыче нефти и газа на Ванкорском месторождении. «Мы в целом очень аккуратно подходим к допуску иностранных партнеров, - сказал тогда Путин, - но, конечно, для наших китайских друзей ограничений нет».

Уже через полтора месяца «Роснефть» и CNPC подписали соглашение о дальнейшем углублении стратегического сотрудничества. А в этом году к разработке месторождения присоединилась и ведущая индийская компания - ONGC Videsh Limited. В рамках I Восточного экономического форума подписаны договор купли-продажи 15% АО «Ванкорнефть» и акционерное соглашение в отношении управления предприятием. После закрытия сделки ONGC будет предоставлено два места в составе совета директоров «Ванкорнефти». При этом «Роснефть» сохранит полный контроль над общей инфраструктурой Ванкорского кластера и создаст компанию-оператора, которая позволит более эффективно управлять как самим Ванкорским месторождением, так и другими лицензионными участками компании в этом регионе.

Сотрудничество с Индией, отметим, выходит далеко за рамки Ванкорского проекта. Та же ONGC - участник консорциума «Сахалин-1». В настоящее время рассматривается возможность привлечения этой нефтегазовой корпорации к проектам в Арктике и Восточной Сибири, а также ее участие в строительстве Дальневосточного завода СПГ.

В июле нынешнего года «Роснефть» и еще одна ведущая индийская компания - Essar - заключили контракт на поставку в течение 10 лет 100 млн тонн нефти для последующей переработки на НПЗ в индийском Вадинаре. Кроме того, компании подписали соглашение об условиях вхождения «Роснефти» в уставный капитал Essar Oil Limited.

Индия заинтересована в сот-рудничестве с Россией. Ближневосточный рынок энергоносителей - основной поставщик индийской экономики, а стабильным его не назовешь. Поэтому многие специалисты видят в развитии совместных проектов наших стран гарантию энергобезопасности Индии.

От Токио до Якутска

Целый ряд совместных проектов есть у «Роснефти» с японскими партнерами. В рамках проекта «Сахалин-1» компания успешно сотрудничает с влиятельными корпорациями Inpex, Mitsui и Marubeni. Подписан договор с Japan Drilling Co., Ltd. на бурение поисково-разведочных скважин на шельфе Вьетнама с помощью морской буровой установки HAKURYU-5. Комментируя подписание документа, глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил: «Мы всегда приветствовали участие высокотехнологичных партнеров из Японии в реализации проектов компании. Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, сегодня мы расширяем нашу совместную деятельность в сфере разведки и добычи углеводородов, заключая контракты на работу не только в России, но и в АТР».

В 2013 году у «Роснефти» появился действующий бизнес во Вьетнаме, который включает 35-процентную долю в соглашении о разделе продукции (СРП) газоконденсатного блока на шельфе в бассейне Нам Кон Шон с начальными запасами газа 67 млрд кубометров. Кроме того, компания получила 33-процентную долю в газопроводе, который обеспечивает транспортировку углеводородов с месторождений бассейна до электростанций рядом с Хошимином. По заявлению президента Вьетнама Чыонг Тан Шанга, «Ханой создает благоприятные условия для развития делового сотрудничества с Россией и выступает за расширение инвестиционной деятельности «Роснефти» во Вьетнаме». Впрочем, руководство компании не устает подчеркивать, что международные проекты на восточном направлении нужны и важны прежде всего для развития российских территорий - Восточной Сибири и Дальнего Востока. У «Роснефти» здесь крупные добычные активы, такие как Ванкор и Таас-Юрях. Компания входит в международный консорциум «Сахалин-1». Потенциальные извлекаемые запасы на месторождениях, осваиваемых в рамках этого проекта, - 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров природного газа. Ожидаемые поступления в бюджет РФ до 2050 года - 89 млрд долларов.

«Роснефть» играет решающую роль в обеспечении нефтепродуктами, в частности, Хабаровского края, где работает Комсомольский НПЗ (объем переработки - 7,6 млн тонн нефти в год). У компании крупнейшая на Дальнем Востоке розничная сеть «РН-Востокнефтепродукт». С целью монетизации газа проекта «Сахалин-1» и газа собственных шельфовых месторождений ОАО «НК «Роснефть» на Дальнем Востоке планируется строительство завода по производству СПГ в рамках проекта «Сахалин-1», производительность первой очереди которого составит 5 млн тонн в год.

Компания также реализует в регионе проект по строительству первой в России верфи крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тысяч тонн стали в год. Прогнозные поступления в федеральный бюджет (2015-2035 годы) - 157,3 млрд рублей. После ввода в эксплуатацию судостроительного комплекса «Звезда» в регионе будет создано 10 тысяч квалифицированных рабочих мест.

Между «Роснефтью» и руководством Хабаровского края подписано соглашение о сотрудничестве в области реализации промышленных, финансовых, социальных программ, способствующих комплексному развитию Хабаровска и окружающих его территорий и созданию благоприятных условий для инвестиционной и производственной деятельности на территории края. «Роснефть» также заключила аналогичное соглашение с Республикой Саха (Якутия), где компания реализует проект «Таас-Юрях Нефтегазодобыча».

И вполне понятен оптимизм Игоря Сечина, который, выступая на закрытии I Восточного экономического форума, выразил уверенность, что «через год мы снова встретимся на этой площадке с новыми достижениями в бизнесе и новыми предложениями по сотрудничеству».