07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЕГИОНЫ ПРОСЯТ СТАНДАРТОВ

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 19 Ноября 2002г.
Вся новая образовательная каша варится сейчас в Москве, но это вовсе не означает, что регионы собираются послушно глотать ее, не вдаваясь в детали приготовления блюда. Повсюду, от крупных городов до райцентров, обсуждение проекта государственных школьных стандартов проходит довольно живо, и, что немаловажно - с участием общественности. На днях Министерство образования РФ организовало с помощью междугородной телефонной станции сеанс селекторной связи с 77 субъектами Федерации. Интерес к прямому разговору со столицей проявили не только работники местных управлений образования, но также родители школьников и журналисты - в залах, откуда велась связь, яблоку негде было упасть.

Напомним еще раз, что общеобразовательный стандарт - это тот обязательный минимум знаний, умений и навыков, который государство гарантирует каждому россиянину с первого по одиннадцатый класс бесплатно и который с ученика будут требовать при выпуске из школы. По этому поводу заместителю министра образования Виктору Болотову на селекторном совещании задали из Кемерова вполне резонный вопрос: "Если государственный образовательный стандарт - закон, значит, тот, кто его не выполняет, подлежит наказанию? До сих пор ответственность за должный уровень образования несла школа, на чьи плечи ляжет эта ответственность теперь - учителя или ученика?". Ответ зам. министра был таков: за учебу ребенка в начальной школе должны отвечать родители, а за учебу в старших классах - сами выпускники. Кроме того, Болотов сообщил, что в настоящее время разрабатывается механизм наказания за невыполнение закона о государственных стандартах.
Жительница Кузбасса Валентина Дмитриева поинтересовалась, каким образом будут, согласно стандартам, вводить иностранный язык со второго класса, когда в школах не хватает учителей именно этой специализации. "Иностранный язык в начальной школе - это вопрос не сиюминутный, а "на вырост", кроме того, из Москвы он не решается - о подготовке необходимых педагогических кадров местные органы самоуправления должны заботиться сами", - сказал заместитель министра.
Ростовская область с нетерпением ждет принятия закона о стандартах, но при этом обеспокоена тем, что в предложенном проекте не решен вопрос учебных перегрузок. Работники местного управления образования подсчитали, что при новых стандартах нагрузка на школьников не только не уменьшится, но, напротив, сильно увеличится. Вызывает тревогу и то, что в начальной школе часы, прежде отводимые на физкультуру, будут заменены информатикой и иностранным языком. Аналогичное замечание прозвучало из Иванова: в предложенных стандартах разгрузка, к сожалению, не удалась. В Красноярском крае также убеждены в необходимости скорейшего принятия документа о стандартах, но опасаются, что при нынешней экономике региона вряд ли удастся добиться достойного финансирования школьных преобразований.
"Все мы здесь заболели стандартами. Тянуть с ними дальше нет смысла", - прозвучало из Томска. По мнению тамошних педагогов, последние десять лет "сплошной вариативности" обернулись тем, что некоторые выпускники школ не имеют элементарных знаний по математике, химии, русскому языку. Волнует томичей и проблема учебников - будут ли они в связи с введением стандартов абсолютно новыми и как будут осуществлять их отбор? Виктор Болотов вынужден был признать, что до написания, а затем конкурсного отбора новых учебников в школах придется пользоваться уже существующими, правда, в помощь учителям будут направлены методические рекомендации. Представители Кировской области считают, что, если стандарты принимают по всей стране, способствуя единому образовательному пространству, то и оплату труда учителей в разных регионах должны сделать единой. Заместитель министра с таким требованием согласен.
Чечня пожаловалась на отсутствие в школах кабинетов химии и биологии, а также высказала опасение: не будет ли ущемления в преподавании родного языка из-за того, что федеральный компонент в стандартах составляет 75 процентов, а региональный - 25? На что В.Болотов ответил, что ни в одной из российских республик преподавание родного языка не ущемляется, во всяком случае, жалоб по этому поводу не было. А что касается предметных кабинетов, то и во многих школах российской глубинки их нет: "Будем потихоньку оборудовать кабинеты и там, и у вас. Хотя практика показала, что не всегда в Чечне деньги, направляемые из центра, доходили до образовательных учреждений".
P.S. Все мнения, замечания и предложения, высказанные во время сеанса селекторной связи, будут учтены при доработке проекта государственного образовательного стандарта.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников