ЯНКИ УГОДИЛИ В КАПКАН

Набирающая обороты партизанская война в Ираке подтверждает справедливость опасений тех государств, в том числе и России, которые до американского вторжения предупреждали о возможных тяжелых последствиях этого шага. Путин может записать позицию по Ираку себе в актив. Не менее разумно и решение не направлять сегодня российские войска в Ирак при всем желании всемерно крепить наше партнерство с Вашингтоном. Багдадский капкан крепко "схватил за ногу" американцев. Они все больше увязают в иракском болоте, выбраться из которого в одиночку им вряд ли удастся.

Ситуацию в Ираке не стабилизировать с помощью отправки туда дополнительных оккупационных контингентов. Я не говорю о возможной многонациональной миротворческой операции под эгидой ООН как составной части большого международного плана восстановления страны. Не исправят положение и иракские политики, вернувшиеся домой на американских штыках. Для решения проблемы нужна передача всей полноты власти представительному иракскому правительству, а его формирование невозможно без заключения "социального контракта" между множеством преследующих свои интересы и соперничающих друг с другом группировок (а не только шиитов, суннитов и курдов вообще). Для заключения же такого контракта нужно время, но этому мешает американская оккупация, порождающая ненависть и насилие вместо декларируемых свободы и демократии.
Эхо войны докатилось до Эр-Рияда, где недавний новый теракт парадоксальным образом способствовал восстановлению утраченного доверия между Саудовской Аравией и Вашингтоном. После 11 сентября в США росла критика Саудовской Аравии как страны, являющейся, как говорили, источником не только идейного вдохновения исламских экстремистов, но и их финансирования. В начале ноября Буш призвал Саудовскую Аравию и Египет предпринять конкретные шаги по демократизации, вновь тем самым подтвердив, что война в Ираке представляет собой часть большого американского проекта по трансформации региона. Но призывы американского президента были явно обращены в основном к американскому общественному мнению, чтобы продемонстрировать последовательность и принципиальность курса администрации. В регионе уверены, что США не заинтересованы в обеспечении свободного волеизъявления населения в упомянутых странах, в результате которого к власти там неизбежно придут радикальные исламисты (мы помним опыт Алжира, где военный переворот предотвратил победу исламистов демократическим путем).
Американское вторжение вызвало рост влияния радикальных исламских группировок и "реисламизацию" таких светских государств, как Ирак и Сирия. Ведь действия США в Ираке все больше воспринимаются в мусульманском мире как крестовый поход против ислама и вызывают возрастающее стремление мусульман защитить свою религию как символ их самобытности, ставшей объектом посягательства.
В многочисленных дебатах, в которых мне приходилось участвовать в США в месяцы, предшествовавшие вторжению в Ирак, я говорил об опасности его "мобилизационного эффекта", т.е. того, что оккупация вдохнет новую жизнь в исламский радикализм, и, похоже, был прав. К одному сильному мобилизующему фактору - израильской оккупации палестинских территорий добавился другой - американская оккупация Ирака. Для того чтобы сдержать новый прилив активности исламистов, американской администрации приходится заботиться не о демократизации авторитарных ближневосточных режимов, а об их поддержке...
Очевидно, что иракское сопротивление будет расти и без поддержки извне. В нем объединяются несколько потоков. Это и просаддамовские элементы, и независимые светские иракские патриоты, и разные исламистские группировки, в том числе и ваххабитские. Они ориентируются на Саудовскую Аравию и преследуют цель не допустить образования в Ираке шиитского государства. Усиление иракских шиитских группировок различной ориентации, с точки зрения этих сил, опасно не только в иракской перспективе, но и в плане воздействия на населенную шиитами восточную провинцию Саудовской Аравии - главную мировую кладовую нефти. Пока массового сопротивления оккупации со стороны шиитов не наблюдается, но все явно идет к тому, что и они подключатся к партизанской войне.
Президент Буш говорил, что американские войска не уйдут из Ирака, не поймав Саддама Хусейна, а также Усаму бен Ладена. Если так, то, боюсь, им придется остаться там навсегда.