ВИТЯЗЬ ЕДЕТ В БОЛГАРИЮ

В Москве завершился первый международный театральный форум "Золотой витязь", в котором участвовали коллективы из шести стран мира и было показано 28 спектаклей.

Впервые в истории фестивального движения этот смотр проходил под патронатом Православной церкви. В течение 12 дней зрители увидели спектакли разного художественного уровня, но все их объединяли боль и тревога за свое Отечество, желание помочь людям разобраться в непростых жизненных вопросах. Премии вручены тем деятелям театра, которые своим творчеством защищают гуманизм и христианские идеалы. "Золотой витязь" достался болгарскому балету "Орисия", что в переводе означает "судьба", посвященному 125-летию освобождения Болгарии от турецкого ига. "Серебряным витязем" наградили Сергея Денникова за спектакль "Исповедь хулигана" по Сергею Есенину. Ермоловцы получили "Бронзового витязя" за постановку повести Николая Лескова "Железная воля", впервые за всю истории русского театра осуществленную на сцене Германом Энтиным.
На фестивале предпочтение отдавалось тем режиссерам, которые, выбрав для постановки русскую классику, создавали сценические варианты, адекватные первоисточнику. Поэтому никто и не удивился, что приз за лучшую режиссуру поделили Сергей Арцыбашев, постановщик "Братьев Карамазовых" Федора Достоевского в театре имени Маяковского, и Лев Дуров за спектакль "Дети?!" по пьесе Сергея Найденова "Дети Ванюшина" в Театре на Малой Бронной. Третий московский режиссер - Александр Вилькин - в номинации "Спектакли малых форм" получил первую премию за экстравагантное представление "Играем с Ионеско". Таким образом, были опровергнуты слухи, будто на этом фестивале дают зеленую улицу только традиционалистам. Оказалось, новаторов здесь тоже приветствуют, только новаторов "с человеческим лицом".
Да и провинцию жюри не обидело. Меня, например, поразило, насколько современно сегодня звучит незаслуженно забытая театром повесть Валентина Распутина "Прощание с Матерой". Александр Ищенко и артисты Иркутского ТЮЗа, можно сказать, дали новую сценическую жизнь этому замечательному произведению. Сам автор, специально приехавший из Иркутска, чтобы поддержать своих земляков, был удивлен радушным приемом столичной публики. О чем и сказал после представления. На самом деле ничего удивительного в этом нет - москвичи соскучились по настоящим русским характерам: глубоким и мудрым. Ах, как пророчески сегодня звучит текст Распутина о жизни, пошедшей кувырком, в которой люди, утратив малую Родину, перестают дорожить всем на свете. Распутинские старухи нутром чувствуют: быть большой беде, если человек сжигает свое жилье и разрешает затопить землю, где вырос и где жили его предки. В номинации "Спектакли больших форм" эта постановка получила вторую премию. Первую премию тоже дали иркутянам - Театру народной драмы за спектакль Михаила Корнева "Ночь перед Рождеством" по Гоголю.
Зрительный зал ликовал, когда председатель жюри Николай Бурляев объявил, что премией за лучшую мужскую роль в спектакле "Миленький ты мой" награждается Владимир Гостюхин - актер популярный и в России, и в Белоруссии, где он проживает. Борис Бурляев, старший брат президента театрального форума, также не скрывал своей радости, получив диплом за литературно-музыкальную композицию по произведениям Бориса Пастернака.
Таким образом, авторитетное жюри не скупилось на награды, но больше всех повезло Валентину Распутину, которому вручили золотую медаль Николая Мордвинова, специально изготовленную для этого театрального форума. В будущем ею будут награждать выдающихся деятелей сцены и писателей.