РАСКОЛ В МАНДАРИНОВОМ РАЮ

Непризнанная республика Абхазия все еще в шоке от случившегося в Сухуми 12 ноября. Генпрокуратура ведет расследование "попытки государственного переворота", предпринятой сторонниками Сергея Багапша. Сухумцы же, собираясь на улицах небольшими группами, восстанавливают в памяти малейшие подробности происшедшего, делятся мнениями, и все это тоже очень похоже на своеобразное расследование...

Присоединяемся к одной из таких групп. Люди обсуждают, пожалуй, главный вопрос: стихийной или заранее спланированной акцией был захват комплекса правительственных зданий?
- Никто не собирался нападать на правительственный центр, - убеждал своих собеседников парень лет 20 в военном камуфляже. -Настроение у митингующих было самое мирное. Как случилось, что пошли на штурм зданий, до сих пор не пойму.
- А что тут понимать? - возражает ему пожилой абхаз. - Силовая акция готовилась заранее, людей толкали на противоправные действия. Разве вы не помните, как командовал ближайший помощник Багапша Мераб Кишмария: "Сейчас разделимся на две колонны и пойдем, освободим рабочее место для нашего избранного президента".
Действительно, захват правительственных зданий был акцией продуманной и хорошо организованной. Убедительное тому свидетельство - обращение самого Сергея Багапша к гражданам Абхазии в самый канун беспорядков. "На миротворческие призывы Ардзинбы, - сказал кандидат в президенты, - мы можем ответить силой. И ее у нас достаточно. Учитывая то, что время работает против нас, пора перейти к активным и решительным действиям... Мы вместе должны проявить стойкость и жесткость, только так мы можем добиться окончательной победы".
Но желанной победы у сторонников Багапша не получилось.
В тот черный день по городу поползли слухи, что весь личный состав штаба Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, расположенный на территории санатория МВО "Сухум", якобы приведен в состояние повышенной боевой готовности, усилен двумя бронетранспортерами, сюда же как будто переброшены "голубые каски" с миротворческих постов. Кому-то очень хотелось посеять панику в Сухуми, спровоцировать людей на новые противоправные действия. Однако представитель штаба подполковник Евгений Моренко категорически отверг вымыслы.
Даже похороны 78-летней Тамары Шакрыл оппозиция попыталась использовать в своих политических целях. В одной из местных "независимых" газет появилось сообщение о том, что родственники погибшей якобы возложили всю ответственность за случившее на премьер-министра Нодара Хашбу и потребовали от него немедленной отставки. И это тоже оказалось блефом. Один из тех, кто провожал Тамару в последний путь, сказал мне, что все происходило с "точностью наоборот". Люди-то знают, что именно премьер-министр дал команду о прекращении огня, и считают виновниками случившегося организаторов беспорядков. Именно поэтому родственники Шакрыл не допустили для участия в похоронах сторонников Багапша...
Раскололось не только абхазское общество, расколоты даже силовые структуры - прокуратура и МВД. Минобороны пока еще сохраняет нейтралитет. Верховный суд скорее за Багапша. Расколото информационное поле республики. Сторонники Багапша контролируют сухумский телецентр, а Хаджинбы - телевизионные вышки в Пицунде, Гудауте и Ткварчели.
Абхазы все еще верят в Россию, надеются на ее помощь и поддержку в нынешней драматической ситуации. Но чего стоит хотя бы недавнее одностороннее закрытие российско-абхазской (точнее, российско-грузинской) границы. Сотни частных автомашин, груженных мандаринами, оказались в пограничной ловушке. А ведь именно сейчас, в разгар мандариновой страды, как говорят, один день целый год кормит.
Фигура, обладающая сегодня реальной властью в республике, - премьер-министр Нодар Хашба. Опытный политик, он ведет напряженные переговоры с лидерами противоборствующих сил, представителями всех слоев общества.
- О чем-то реальном пока говорить рано, - сказал премьер в разговоре со мной. - Но, поверьте, свет в конце тоннеля уже забрезжил. Особенно обнадежила меня недавняя встреча со старейшинами городов и сел республики. Народные мудрецы хорошо понимают всю опасность сложившейся ситуации и готовы взять на себя заботу по примирению общества, консолидации всех здоровых сил. А по абхазским традициям слово старейшин - самая надежная гарантия мира и порядка.