УГОЛЬНЫЕ РУБЛИ КРЕПЧЕ НЕФТЕДОЛЛАРОВ

Говоря о подъеме экономики в стране, правительственные эксперты вынуждены констатировать, что значительная часть нынешнего роста приходится на нефтяной сектор и высокие цены на нефть на мировых рынках. Соответственно, и флагманами социальной ответственности большого бизнеса числятся в первую очередь крупные компании, связанные с добычей и переработкой нефтяного сырья. Однако эту статистику портят другие примеры, характеризующие предпринимательское сообщество далеко не с позиций государственных интересов.

Взять баснословные инвестиции отечественных олигархов в зарубежные футбольные клубы, замки, самолеты и драгоценности. И это в то время, когда реальный сектор экономики испытывает дефицит капитальных вложений в развитие и расширение производства, которое, в свою очередь, напрямую связано с социальными преобразованиями, а значит - и с поставленной президентом задачей по преодолению бедности и повышению благосостояния россиян. Отыскать сегодня примеры долгосрочного инвестирования в масштабные социально-экономические проекты - весьма непросто. Большой бизнес, как правило, предпочитает оборачивать свои капиталы на коротких позициях с гарантированной высокой прибылью. Между тем именно инвестиции в социальные перспективы считаются во всем мире показателями устойчивого развития экономики и серьезных долгосрочных намерений.
Тем заметней на этом фоне инициативы одного из крупнейших в стране промышленных объединений - холдинга "Сибирский деловой союз", который взялся за кардинальные преобразования в такой капиталоемкой отрасли, как угледобыча. Несмотря на рост мировых цен на уголь, эта отрасль в России до сих пор оставалась аутсайдером экономического прогресса. С ней связаны крупнейшие технические катастрофы последних лет и забастовки шахтеров. Притчей во языцех стали тяжелые условия труда горняков. Десять лет назад государство попыталось решить проблему угледобывающей отрасли путем радикальных реформ, которые привели к закрытию большого числа шахт и разрезов. Этот односторонний путь вовсе не способствовал развязыванию "угольного узла" и решению накопившихся социальных проблем шахтерских регионов.
Пионерами принципиально нового подхода к горному делу и стали инвесторы "Сибирского делового союза", которые еще в конце 90-х годов взялись за обустройство угольного разреза "Черниговский" в Кузбассе. С тех пор убыточное угольное предприятие пережило второе рождение: за несколько лет показатели угледобычи увеличились - с 2,8 миллиона тонн в 1997-м до 4,5 миллиона тонн в 2004 году. Значительно улучшились условия труда, шахтеры стали вовремя получать высокую зарплату. По словам первого вице-губернатора Валентина Мазикина, секрет в том, что новый собственник во главу угла поставил вопросы технического переоснащения производства: "Здесь взяли за основу опыт угледобычи в развитых европейских странах. Руководители компании неоднократно бывали на шахтах Западной Европы, изучали технику и технологические ресурсы, считали, прорабатывали методику перенесения их опыта применительно к нашим возможностям. И решили, что вполне по плечу создать такие же условия и для работы шахтеров Кузбасса".
Можно сказать, что этим амбициозным планам было суждено пробить себе дорогу в том числе и благодаря тесному взаимодействию бизнеса и власти. Социальный проект по реформированию угледобывающей отрасли взял на контроль губернатор Кузбасса Аман Тулеев. К примеру, заслугой губернатора стала поддержка промышленников при решении проблем, возникших с получением лицензии Минприроды на прирезку новых угольных пластов и выкупом прав на добычу у бывшего собственника заброшенной шахты "Вольная". Теперь она называется по-новому - "Салек". Еще до сдачи в эксплуатацию эта шахта по праву стала символом возрождения угольной отрасли Кузбасса. В строительство и оборудование "Салека" производства лучших немецких компаний новый собственник инвестировал без малого два с половиной миллиарда рублей. По оценке директора шахты Владимира Царапкина, эти вложения окупятся через пять лет, а то и раньше. Для оптимистичных прогнозов есть все основания. За счет использования новейших европейских технологий себестоимость добываемого здесь угля оказалась рекордно низкой - всего 160 рублей за тонну. И это при том, что первоначальные расчеты давали цифру в 610 рублей. "Мотором" шахты "Салек" является немецкий горнопроходческий комбайн DBT, ручной труд в штреках практически сведен к нулю. Но самое главное, "Салек" уже признан экспертами одной из самых безопасных российских шахт. Комфортные условия работы шахтеров дополнятся здесь гарантированно высокими зарплатами. По расчетам руководителей, уже в ближайшей перспективе горняки здесь будут получать зарплату до тысячи долларов. По уровню эффективности это предприятие станет одним из наиболее заметных проектов в угольной отрасли.
Для кемеровских предприятий это лишь начало намеченной программы отраслевых преобразований. Впереди - реконструкция и открытие новых шахт, которые ни в чем не будут уступать угледобывающим предприятиям Германии и Франции.
- Кроме того, это сигнал, который большой бизнес посылает власти и обществу, - говорит Валентин Мазикин. - Предприниматели того же "Сибирского делового союза" продемонстрировали, что социально ответственный бизнес - это не простые слова, но еще и конкретное значимое дело. Мы считаем, что такие люди пришли в отрасль всерьез и надолго, а значит, во взаимодействии с ними можно рассчитывать на успех...
Похоже, что на смену равноудалившимся олигархам приходят предприниматели нового поколения, в планах которых - не мгновенное извлечение сверхприбылей за счет незамысловатой выкачки нефти из северных недр, а планомерная, упорная работа по созданию системного и социально ориентированного бизнеса. Это явление государственного масштаба, которое вселяет надежды на то, что будущее отечественной экономики будет зависеть не только от нефтедолларов.