До 1995 года формирование транспортной сети определялось здесь кратковременными интересами нефтедобывающей отрасли. Затем сиюминутное "затыкание дыр" было заменено специально разработанными стратегическими программами. Можно сказать, что благодаря системному подходу и последовательной политике руководства округа качественные дороги изменили регион. Развитая инфраструктура Югры сегодня - отлично подготовленный плацдарм, стартовая площадка для освоения Крайнего Севера. Для страны это и вопрос национальной безопасности.
Транспортные магистрали являются системообразующими. Они тесно связывают в единое целое разобщенные территории России. В результате снижаются транспортные издержки, ускоряется оборот товаров и, следовательно, повышается их конкурентоспособность. Именно этими соображениями руководствуются власти Ханты-Мансийского автономного округа, который и без того является одним из лидеров по многим социально-экономическим показателям.
На сегодняшний день протяженность государственных автодорог Югры общего пользования - 2073 километра (всего дорог в округе - 18 тысяч километров), из них 97 процентов с твердым покрытием. По ним уже перевозится почти треть всех грузов. С увеличением промышленного производства и товарооборота объемы перевозок постоянно возрастают. Но одновременно строятся и модернизируются дороги. В этом году планируется ввести в эксплуатацию более 76 новых километров. В будущем - почти в два раза больше. Всего же за последние восемь лет дорожным департаментом ХМАО построена без малого тысяча километров новых трасс. Не всякий регион может похвастаться такими показателями.
ХМАО имеет выгодное географическое положение как транзитная территория, через которую проходят грузовые потоки с востока на запад и с юга на север. Здесь реализовывается целый ряд федеральных проектов. Дорога из Тюмени до центра Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехарда - соединит наземным транспортом богатые сырьем регионы со всей страной. Трасса Пермь - Томск позволит сократить путь с запада на восток на 500 километров. Но отметим, что при прокладке стратегически важных для всей России транспортных коридоров именно на Югру ложится основная финансовая нагрузка. Округ "подставляет плечо" Федерации, ибо здесь соединяются воедино общероссийские и региональные интересы. К примеру, недавно возле Ханты-Мансийска был сдан в эксплуатацию уникальный по конструкции мост через реку Иртыш, который связал некогда разрозненные территории.
- Ввод данного участка пути, - отметил губернатор ХМАО Александр Филипенко, - перевел в разряд инвестиционно привлекательных месторождения с запасами нефти более миллиарда тонн, которые расположены в "зоне притяжения" этой дороги. Кроме того, совершенно очевиден эффект от вовлечения в хозяйственный оборот всех остальных ресурсов - лесных, биологических и прочих. В свое время мы специально выбирали для этой дороги районы неосвоенные, чтобы начать на этих территориях активную работу. Для автономного округа это шаг вперед, как и всякое транспортное развитие. И для России весьма существенная подвижка, поскольку дорога соединяет избыточные по энергетическим и сырьевым ресурсам регионы - Югру и Ямал - с промышленно развитым Уралом.
Югра не намерена останавливаться на достигнутом. Планируется приступить к сооружению магистрали вдоль почти безлюдной пока восточной подошвы Уральских гор. Эта дорога вовлечет в производственный процесс многие важнейшие ресурсы - месторождения угля, железа, бокситов, меди, свинца, олова, золота, уникального по чистоте кварца. Она, несомненно, даст существенный импульс дальнейшему развитию экономики всей страны.