МУЗЫКУ В ШКАФ НЕ СПРЯЧЕШЬ

Недавно наш соотечественник, глава Фонда скрипичного искусства Максим Викторов, приобрел на аукционе "Сотбис" скрипку, на которой играл великий итальянский музыкант Никколо Паганини. К тому, что богатые россияне покупают для себя дорогие предметы искусства, мы уже привыкли. Но нынешнее приобретение - особое: уникальный инструмент, обошедшийся в миллион сто тысяч долларов, не будет пылиться в шкафу у его нового владельца, а зазвучит в руках победителя Третьего международного конкурса имени Паганини, что пройдет в ближайшие дни в Москве.

Корреспондент "Труда" побеседовал с Максимом Викторовым.
- Вы - коллекционер со стажем, владелец 15 скрипок. Занялись этим делом, как говорится, с прицелом - создать Фонд скрипичного искусства?
- Нет, сперва просто нравилось собирательство. А уж затем пришла идея фонда, нацеленного прежде всего на помощь молодым музыкантам. Есть и другие задумки - например, издание Энциклопедии скрипичного искусства. Ну и, конечно, главный проект фонда - Московский международный конкурс скрипачей имени Паганини. Его жюри под председательством народного артиста России Сергея Стадлера обнародует итоги соревнования на торжественном концерте 1 декабря в Большом зале Московской консерватории. Естественно, только тогда и станет известно имя скрипача, в чьих руках окажется уникальный инструмент.
- Почему вы решили купить именно эту скрипку?
- Потому что на ней когда-то играл сам Никколо Паганини. Кстати, до сих пор, по моим сведениям, скрипки Паганини на аукционах не выставлялись. История этого инструмента хорошо прослеживается по документам. Скрипку изготовил Карло Бергонци - один из плеяды великих итальянских скрипичных мастеров, наряду со Страдивари. Но если Страдивари создал примерно 750 скрипок, то Бергонци - не более 50.
- В чьих руках находилась скрипка после Паганини?
- От Ахилла, сына великого скрипача, она перешла в 1870 году к некоему Чарльзу Луи, о чем свидетельствует друг Паганини, французский скрипичный мастер Жан Батист Вильом. Сменила затем нескольких хозяев, а до 1951 года служила Джону Корильяно - первому скрипачу Нью-Йоркского филармонического оркестра. Потом хранилась в частной коллекции, откуда была выставлена на "Сотбис".
- Собираетесь ли вы сами на ней играть?
- Разумеется, но только дома - я ведь не концертирующий виртуоз. А для концертов охотно предоставлю ее лучшим профессиональным исполнителям.
- Вы и раньше предоставляли участникам конкурса Паганини возможность играть на старинных инструментах?
- Да, это одна из традиций конкурса и нашего фонда. Кроме того, на Втором конкурсе обладателю Гран-при было дано право в течение года играть на скрипке работы Антонио Страдивари. По единодушному мнению жюри и попечительского совета фонда, этим правом награждена студентка Московской консерватории Алена Баева.