СЦЕНА, А НЕ ПОДИУМ ДЛЯ МОДЫ

Волковский фестиваль в старинном русском городе на Волге среди прочих театральных смотров выделяется вручением на нем двух премий: российской и правительственной. Да и место проведения - старейший в России театр, возникший 256 лет назад - раньше, чем вышел известный указ о театрах императрицы Екатерины, придает особый, уважительный оттенок этому празднеству.

Опора на провинциальные труппы (премии вручается только им) - тоже приятная особенность: нет заранее заложенного разделения (хотя московские труппы приезжают - на этот раз питерский БДТ и МХАТ имени Горького), нет столь обязательного сегодня удушливого пиара. В Ярославле выступают с работами искренними, рассчитанными не на "продвинутых", но на чутких зрителей. Здесь видно, что российские театры сумели отстоять свою сцену от попыток превратить ее в модный подиум. Международный статус фестиваля крепко обеспечен выступлениями Национальной оперы "Эстония", Национального драмтеатра из Минска, совместным российско-германским оперным проектом "Бестиарий" и Театра-студии имени Станиславского из Вашингтона.
Традиция предполагает поиск. Одно из самых сильных впечатлений - от "Лодки", старинной народной драмы, поставленной Калужским театром. Здесь легко было соскользнуть в этнографию, но спектакль сохраняет строгость и целомудренность - при сегодняшних приметах актерской игры и режиссуры. За основу взят принцип команды вольных скоморохов, но никакой ряжености в костюмах, никакой эстрадности. Простота фабулы: ватага разбойников плывет по Волге, время от времени причаливая к берегу, - сосредотачивает внимание на актерах, каждому из которых дан сольный номер. Каждый из мужчин - на особицу, в каждом свой сплав жесткости и лиричности; каждая из женщин - героиня отдельной истории.
Объединяет дружную компанию и задает необходимый настрой песня (спектакль сделан в содружестве с этнографическим ансамблем "Калузя") - с ней связаны самые тревожные, проникновенные мгновения. От удалых плясовых до щемящего романса - ее диапазон. Буйство и удаль, вполне земная страсть и сердечное раздумье о своей доле - все объемлет народная песня, исполняемая с профессиональной уверенностью и душевной отзывчивостью.
Другой полюс фестиваля - тоже один из его лучших спектаклей - можно бы обозначить под маркой "новой драмы": "Облом оff" М. Угарова стал знаковым ее воплощением. На самом деле, конечно, речь идет о сегодняшнем переложении классики: от романа Гончарова взяты фабула и система персонажей. В постановке Воронежского Камерного театра у режиссера Георгия Цхвиравы современные театральные приемы подчеркивают отдаленность времен: на стенах-простынях возникают манящим видением старинные портреты и пейзажи. Проблематика романа обретает жгучую злободневность благодаря доверительной, исповедальной игре актеров, первыми среди которых беззащитный Камиль Тукаев и трогательный Анатолий Абдулаев.
Между этими постановками расположились остальные спектакли Волковского фестиваля. Широкая панорама драматургии: от непременной, животворной русской классики (одна из самых заметных работ - "Бешеные деньги" хозяев фестиваля) до классики западной и современной пьесы.
Особенность последнего волковского фестиваля - уклон в музыкальность. Здесь и белорусская рок-опера на пушкинские темы - "Анжело" и "Цыган", "Трехгрошовая опера" из Казани, "Если любишь - найди..." из Калуги. Организаторы фестиваля сознательно пошли на такой шаг, соединив драматические глубины со зрелищностью и притягательными ритмами (ведь в городе нет своего музыкального театра).
И все же удачное проведение нынешнего фестиваля не отменяет вопросов о его перспективе. Опора на классику, освоение мировых вершин, исследование человеческого в человеке - основа безусловная. В Ярославле чтят сцену, с которой обращаются к современникам - работает известная формула "Театр для людей", а не для "хозяев жизни". Здесь чтят драматургов, которые не стремятся к облегченности и бездумности; чтят режиссуру, которая уважает и автора, и актеров; чтят актеров, для которых главное - донести до публики метания и неоднозначность своих персонажей. Все это в комплексе и составляет то преимущество национальной сцены, которое вызывает уважение.