Бомбы-сестры: А321 и московские дома в 1999-м взорвали похожими устройствами

В банку от «Швепса», снимок которой накануне опубликовали террористы, помещается 250-300 г взрывчатки. На борт устройство предположительно пронес сотрудник аэропорта 

Одной из основных тем четверга, 19 ноября в российских СМИ и Рунете стало обсуждение особенностей бомбы, которая, если верить утверждениям боевиков запрещенной в России организации «Исламское государство», находилась на борту аэробуса А321 авиакомпании «Когалымавиа», разбившегося 31 октября на Синайском полуострове в результате теракта.

Фотоснимок взрывного устройства члены экстремистской группировки накануне опубликовали в Интернете. Как утверждают представители ИГ, бомба, ставшая причиной гибели 224 человек, была сконструирована на основе таймера, армейского электродетонатора и алюминиевой банки из-под газированного напитка Schweppes Gold.

Обозреватели отметили, что механизм конструкции очень напоминает аналогичные устройства, которые в сентябре 1999 года использовали террористы под руководством Хаттаба, чтобы устроить взрывы в жилых домах в Москве, на Каширском шоссе и улице Гурьянова. Тогда жертвами терактов стали 230 человек.

Хотели взорвать европейский самолет, но передумали

Информацию о том, что на борту А321 сработало самодельное взрывное устройство, вследствие чего у самолета возникла разгерметизация и он в воздухе начал разваливаться на части, ранее уже подтвердили сотрудники ФСБ. По свидетельству представителей спецслужбы, частицы взрывчатки были обнаружены на телах людей, погибших в этой катастрофе.

Если верить публикации джихадистов, взрывчатка была заложена в алюминиевую банку емкостью 0,33 литра. В нее, по прикидке экспертов, могло поместиться около 250-300 г взрывчатки. Рядом с банкой на фотографии террористы поместили детонатор и устройство для приведения взрывчатки в действие.

Эксперты, с которыми побеседовали корреспонденты «Коммерсанта», заявили, что разница между этой бомбой и устройствами, использовавшихся для взрыва домов в Москве, лишь в мощности взрывчатки и небольших конструктивных нюансах, продиктованных временем: если 16 лет назад террористам приходилось использовать часы, то сейчас для тех же целей хватает микросхемы размером с десятикопеечную монету.

Также обозреватели отметили, что все компоненты для снаряжения подобных устройств находятся в абсолютной доступности для всех желающих. Некоторые запчасти и вовсе продаются в обычных радиотехнических магазинах.

Изначально, по заявлению джихадистов, у игиловцев было намерение взорвать самолет, принадлежащий одной из европейских авиакомпаний. Однако после того, как Россия вступила в военную операцию в Сирии, боевики изменили свои планы. Найдя «уязвимые места в системе безопасности аэропорта в египетском Шарм-эль-Шейхе» и пронеся бомбу на борт самолета, члены ИГ, по их собственным словам, смогли осуществить теракт.

Подозрительный чемодан и бомба под креслом

Источники в египетских силовых ведомствах и представители воздушной гавани Шарм-эль-Шейха уже сообщили СМИ о том, что при погрузке багажа в А321 на летном поле один из мужчин, участвовавших в работе, получил от сотрудника аэропорта неизвестный чемодан, который не прошел досмотр. Момент передачи предмета зафиксировали камеры видеонаблюдения. Также у силовиков есть данные о том, что аппарат, сканирующий багаж, остался в тот день на некоторое время без присмотра.

В настоящее время силы безопасности разыскивают двоих человек, которые как раз и оставили прибор без обслуживания, пока пассажиры российского лайнера поднимались на борт. Спецслужбы полагают, что у террористов имелся сообщник среди персонала аэропорта. Это мог быть уборщик или техник, который имел доступ к самолетам в перерывах между рейсами и занес бомбу в аэробус.

При этом, по мнению экспертов, взрывное устройство находилось не в багажном отсеке, а прямо в пассажирском салоне, под одним из кресел последнего ряда. Рванув, бомба оставила в обшивке самолета пробоину длиной около метра, что привело к взрывной разгерметизации салона и разрушению лайнера.

Обозреватели ожидают, что в ближайшее время Следственный комитет РФ может возбудить уголовное дело по статье 205 УК РФ – «Террористический акт». Если родственники погибших в катастрофе будут признаны потерпевшими от действий террористов, они смогут подать судебные иски к администрации аэропорта Шарм-эль-Шейха за то, что воздушная гавань не приняла надлежащих мер безопасности.