РАО ЕЭС: КТО ПО ДРОВА, КТО В ЛЕС

Правительство в минувшую пятницу в принципе одобрило программу реструктуризации этой естественной монополии, предложенную "главным энергетиком" Анатолием Чубайсом. Вместо одного большого РАО мы, видимо, скоро получим ряд относительно мелких генерирующих компаний, которые будут проданы в частные руки и займутся производством и продажей электроэнергии. Это решение кабинета уже обернулось политическим скандалом между А. Чубайсом (по сути - и членами правительства) и экономическим советником президента А. Илларионовым.

ИТАК, в течение пяти лет российскую единую энергосистему намечается поделить на части и провести, так сказать, предпродажную подготовку. Прежде всего из РАО ЕЭС выделят другую, уже значительно меньшую естественную монополию, к которой отойдут магистральные линии электропередачи, диспетчерская служба, а также гидроэлектростанции. В этом новом образовании государству будут принадлежать пакет в 75 процентов плюс одна акция. Из оставшегося предполагается образовать полтора десятка генерирующих компаний, которые перейдут в частные руки. Таким способом, как считает правительство, удастся привлечь инвесторов и создать рынок электричества.
Нетрудно предсказать, кто на этом рынке будет делать погоду. Электричество, как известно, передается по проводам и за доступ к ним придется платить всем - причем столько, сколько потребует хозяин. При этом правопреемник РАО ЕЭС избавится от "балласта" - нерентабельных предприятий, объектов "социалки". Добавим, что себестоимость энергии, производимой на гидроэлектростанциях, примерно в 5 раз ниже, чем на тепловых электростанциях. Так что тот, кто владеет ГЭС, при прочих равных условиях будет иметь сверхдоходы и возможность диктовать цены на рынке электричества везде - от Москвы до Владивостока.
Выиграет тот, кто от имени государства станет управлять самым лакомым наследством - сетями, высокодоходным производством энергии и федеральной сбытовой сетью. Похоже, менеджмент РАО ЕЭС именно себя видит в этой роли. А кто же проиграет? Региональные власти, которые сегодня руководят местными энергетическими комиссиями, уже не смогут влиять на цены. Произойдет расслоение внутри самого РАО, и те, кто не "впишется" в рынок, будут скуплены новыми хозяевами. Федеральный бюджет выручит от продажи предприятий какие-то деньги, но дальше с частными компаниями властям будет куда труднее договариваться. Уже сегодня энергетики за неплатежи отключают всех подряд, от колхозных ферм до поселков и военных объектов. А завтра рубильник имеет шанс стать главным действующим лицом на рынке электричества.
Глава Минэкономики Герман Греф признал, что провести реформирование безболезненно не получится. Так, тепловые электростанции, производящие слишком дорогую энергию, не выдержат конкуренции, некоторые придется останавливать. Поэтому на первом этапе энергия подорожает, но потом, по словам министра, "в соответствии с законами рынка" начнется борьба за потребителя, которая вынудит производителей цены снижать. Правда, вопрос в том, переживут ли "первый этап" потребители. Ведь даже по нынешним ценам тысячи предприятий не в состоянии рассчитываться за услуги РАО ЕЭС. Это не говоря уж о том, что удорожание энергоносителей скажется на всем производстве и неизбежно подхлестнет инфляцию.
Словом, вопросов пока больше, чем ответов. Именно это стало поводом для скандала, который разразился прямо на заседании правительства, а потом продолжился в телеэфире. Советник президента Андрей Илларионов заявил, что за этот год стоимость акций РАО ЕЭС упала в 2,5 раза и от продажи станций в частные руки федеральная казна вряд ли получит больше 2 миллиардов долларов. Это при том, что потенциально стоимость объектов энергетики в десятки раз выше. По мнению советника, если принять программу А. Чубайса, то "огромные куски госсобственности будут переданы ("проданы") непонятно кому по бросовым ценам". При этом он прямо ссылался и на президента, которого тоже всерьез, мол, тревожат многие неясности, непрозрачность этой масштабной акции.
Правительство тем не менее одобрило концепцию реструктуризации РАО. Хотя с оговоркой - два месяца взяты на доработку. После чего, как ожидается, примут документ, где детально будут прописаны шаги по реформированию первой из трех естественных монополий.
Впрочем, жизнь может внести коррективы. Во всяком случае, президент Владимир Путин предпочел публично дистанцироваться от схватки на заседании кабинета министров и за его рамками. На вопрос о том, что за этим стоит, президент заявил из-за океана, что "позитивно оценивает как действия правительства, так и критические высказывания советника Андрея Илларионова". Видимо, "доработка" предстоит еще серьезная.