09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СВИРИДОВ ПРИРУЧИЛ ДАЖЕ МОСКОВСКУЮ МЕТЕЛЬ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 19 Декабря 2000г.

Публика переполняет залы всегда, когда в них играет Большой симфонический оркестр под

Публика переполняет залы всегда, когда в них играет Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Хотя то, что на сцену Большого зала Московской консерватории поднялся сам Патриарх Алексий II, чтобы поздравить музыкантов с 70-летием коллектива, вручить его многолетнему лидеру орден Святого равноапостольного князя Владимира и благословить на дальнейшее служение музыке, - это, согласитесь, факт более чем незаурядный.
Но главной "героиней" вечера стала, конечно, сама музыка. Программа - отменная: три столпа русской композиторской школы - Петр Ильич Чайковский (кантата "Москва"), Борис Александрович Чайковский (Тема и восемь вариаций для оркестра), Георгий Васильевич Свиридов ("Патетическая оратория").
Знаменательно включение в программу "Патетической оратории", причем именно в тот день, когда Георгию Васильевичу исполнилось бы 85 лет. Более чем на полтора десятилетия это сочинение исчезло из столичного репертуара. Не последнюю роль в том, наверное, сыграла политическая конъюнктура, когда два великих соавтора - Маяковский, на чьи стихи написана оратория, и сам Свиридов - оказались поспешно вписаны не в меру рьяными борцами с тоталитарным, а заодно и всем остальным прошлым в число "сомнительных" персон (с точки зрения радикально "чистой" демократии рынка?). Как тут не вспомнить оброненную однажды Свиридовым горькую фразу о том, что иной антитоталитаризм мало чем отличается по сути от своего формального антипода, будучи столь же оголтелым... Правда, в последнее время зазвучали голоса, милостиво "оправдывающие" композитора - дескать, он имел намерение не пропеть оду советскому строю, а, скорее, отразить трагичность русской революции и даже "создать антикоммунистическую утопию" (цитата из программки концерта). Но подозреваю, что Свиридов в таком "оправдании" не нуждается. Ибо в случае с художником подобного масштаба все сложнее и выше. В "Патетической" есть и интонации подлинной трагедии (особенно во второй части "Бегство Врангеля"), и некая исповедальность ("Разговор с товарищем Лениным"), и вдохновенный гимн Родине, которую любишь вне зависимости от политики и уж тем паче - ее вождей.
"Патетическая оратория" произвела столь мощное, монолитное впечатление, оставила столь яркий эмоциональный след, что даже разыгравшаяся к позднему вечеру в Москве метель воспринималась не как досадное метеорологическое препятствие, а как продолжение грандиозного свиридовского действа, в котором вместе с автором знаменитой "метельной" музыки приняла участие сама природа...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников