"ПЛАН МАРШАЛЛА" В НОВОЙ ВЕРСИИ

Текущий момент востребовал реформатора, способного взглянуть незамутненным взглядом на истоки озлобления, порождающего экстремизм. И таковой явился. Гордон Браун, канцлер казначейства, иными словами, министр финансов Великобритании, первым из западных политиков после горького пробуждения 11 сентября громко и внятно назвал первопричину международного терроризма - разбегающиеся полюса бедности и богатства.

Смысл послания, заготовленного им для своего визита в США, сводится к тому, что нужен "новый план Маршалла" для преодоления имущественного и социального неравенства между "золотым миллиардом" и всеми остальными.
Британский политик, считающийся по праву "тяжеловесом" у себя дома, к тому же председатель одного из ведущих комитетов Международного валютного фонда, убеждает американцев начать делиться. Это факт: США, где проживают лишь 5 процентов жителей планеты, потребляют 40 процентов всех природных ресурсов и меньше всего жертвуют на гуманитарную благотворительность. Правительство Тони Блэра попытается уговорить своего традиционного старшего партнера принять предложение, высказанное изначально бывшим президентом Мексики Эрнесто Седильо - ежегодно отпускать на "стирание различий" между бедным Югом и богатым Севером на 50 миллиардов долларов больше.
Гордон Браун уже пообещал увеличить финансирование программ помощи обездоленным регионам с нынешних 0,3 процента британского ВВП до 0,7 процента. При этом он убежден, сообщает Би-би-си, что "ортодоксальные методы экономических реформ - приватизация, дерегулирование и либерализация экономики - недостаточны для борьбы с бедностью, и что миру нужны новые идеи". Какие? Браун напомнил: когда Европа лежала в послевоенных руинах, США в течение четырех лет отчисляли пять процентов всех доходов своим стратегическим союзникам, находившимся в условиях "холодной войны" в положении потенциальных прифронтовых государств.
При всем различии мотивов - аналогия с "планом Маршалла" есть. США восстанавливали не просто идеологически и исторически близкие им западноевропейские державы, но укрепляли свой форпост и расширяли плацдарм на континенте, которому прочили судьбу будущего "театра военных действий". Сегодня, по логике Брауна, Америка, также руководствуясь сугубо рациональным своекорыстием, должна обезопасить себя на дальних подступах - перелопатить и нейтрализовать питательную почву, на которой произрастает политический и религиозный радикализм.
Призыв скинуться на бедность направлен и против намерения администрации Буша выкинуть сотни миллиардов долларов на химеру - национальную ПРО. Нужно ли кому-то объяснять, что она едва ли защитит США от угнанного "Боинга", которого безжалостная воля террориста-фанатика направляет, скажем, на Золотой мост в Сан-Франциско. На фоне американской идефикс со "звездным щитом" - загадочно асимметричного ответа на вызов, бросаемый всем нам международными террористами, инициатива правительства Тони Блэра явно смотрится предпочтительнее.
Инициатива Блэра - Брауна обращена к "корням зла", питаемого нищетой, безграмотностью, и как следствие - чувством отчаяния и безысходности. Что вы хотите, если половина человечества ни разу в своей жизни не звонила по телефону! Если, как сказал сам Гордон Браун, "110 миллионов детей не ходят в школу, 7 миллионов детей каждый год умирают, и миллиард наших граждан живет в бедности". Уточним: в отличие от "золотого миллиарда", вобравшего в себя самые зажиточные нации, остальные пять миллиардов землян не столько живут, сколько прозябают при жесточайшей нехватке питьевой воды, самых необходимых лекарств, в условиях антисанитарии и террора эпидемий.
Так было вчера, так будет и завтра? По данным ООН, если в 1960 году соотношение бедных и богатых стран выражалось дробью 30 к одному, то в наши дни - 100 к одному...
В послевоенную пору, когда британская элита вместе с широкими трудящимися массами стоически примирялась с мыслью об утрате колоний, а Америка гордо примеряла майку экономического и политического лидера всего Запада, премьер Гарольд Макмиллан с горечью, но в утешение соотечественникам философски изрек: "Мы - греки в их Римской империи". Можно вспомнить, что римская знать во многом копировала образцы греческой культуры, а говорить на языке Эллады считалось таким же хорошим тоном, как в XIX веке на французском в светских салонах Петербурга и Москвы...
Неясно одно: услышат ли голос греко-британцев в Вашингтоне?