РОМАНС БУДЕТ МОЛОД ВСЕГДА

Начало гала-концерта финалистов конкурса было ненадолго задержано. Несколько турникетов-металлоискателей на входе не успевали проверять поток пришедших послушать музыку зрителей. Примета времени. Меры безопасности усилены в связи с недавним трагическим событием у отеля "Националь". Как-никак Колонный зал Дома союзов расположен рядом с Госдумой и в двух шагах от Кремля. Люди к такой предосторожности отнеслись с пониманием, и в этот вечер ничто не омрачило радость встречи с настоящим искусством.

Уже на улице перед входом спрашивали лишний билетик, а в фойе раскупались компакт-диски "Звезды "Романсиады". Над сценой - флаги восьми государств, чьи 12 молодых и самых голосистых граждан вышли в финал и теперь с волнением ждали своих выступлений. Общую атмосферу выразили слова бессменной ведущей конкурса Галины Преображенской, отдающей немало сил связанной с ним организаторской работе: "Романсиада" - праздник, который подарил нам русский романс". От имени правительства столицы конкурс приветствовала председатель Комитета общественных связей города Москвы Татьяна ВАСИЛЬЕВА. Она тепло поздравила и конкурсантов, и зрителей, а также рассказала о творческих проектах столицы, соприкасающихся с замыслом "Романсиады". Затем к переполненному залу обратился главный редактор "Труда" Александр Потапов:
- Семь лет назад, когда как бы сама собой возникла идея романсово-молодежного конкурса, и сегодня, когда "Романсиада" предстает уже достаточно укорененной в российском культурном обиходе, особенно привлекает и греет именно очевидная органичность, ненавязанность этой затеи. Вполне естественно, что инициатива исходила из "Труда", постоянно стремящегося в меру сил служить и помогать подлинной, возрастающей на традициях высокой духовности национальной культуре - в ее противостоянии агрессивно-обезличивающему ширпотребу под лукавым знаменем "массовости". Более чем естественен выбор романса - жанра очень русского, благородно-возвышенного и в то же время демократичного, общедоступного. А особая удача, думается, в том, что это конкурс поиска и поддержки именно молодых дарований. Он наглядно опровергает вымыслы насчет того, что неувядаемая, независимая от моды прелесть русского романса будто бы малоинтересна или малодоступна молодежи - и той, что в зале, и той, что на сцене... И нам приятно видеть, что наш набравший определенную силу конкурс "отбивается от рук", выходит за пределы забот собственно "Труда", превращаясь в своеобразное культурное движение. Искусство романса широко востребовано не только в России, а и за ее пределами, воспринимаясь как одна из важных путеводных нитей к постижению самой души русской культуры. И благо, если судьба конкурса-движения станет еще более близка Министерству культуры России, властям столицы и российских регионов.
...Действительно, "Романсиада" накопила серьезный опыт, и сейчас самое время подумать над путями и формами дальнейшего развертывания ее потенциала.
Начавшийся концерт пошел по традиционному и хорошо зарекомендовавшему себя сценарию: выступления лауреатов обрамлялись музыкальными поздравлениями от признанных мастеров вокала. Так, легендарный Александр Ведерников, распевая "Я люблю тебя, дева милая", вручил диплом второй степени Евгении Муравьевой с Урала. Она на сцене буквально влюбила в себя зал, исполнив рахманиновские "Вешние воды". К обладательнице третьей премии Надежде Масловой из Череповца Аристарх Ливанов, предварив свою речь романсом "Милая, ты услышь меня", обратился с напутствием: "У вас есть и голос, и красота. Не хватает только инфернальности. Читайте Достоевского. Он вам поможет почувствовать бездну под ногами и бездну над головой. И тогда все мужчины будут у ваших ног". А студентку санкт-петербургской консерватории Викторию Панкратову (первая премия) вышли чествовать сразу две "звезды": Нани Брегвадзе и Николай Сличенко.
Концертные номера то и дело чередовались с поздравительными речами многочисленных спонсоров и влиятельных друзей "Романсиады", которые все семь лет существования конкурса помогали ему, чем могли. Наверное, нынешним лауреатам непросто было после концерта унести множество подарков, которые им достались, в том числе и от нашей газеты. Главный редактор "Труда" А. Потапов вручил обладателям первой премии Виктории Панкратовой и Алексею Кудре денежные вознаграждения. А Кудря как "лучший тенор" еще получил и награду от Николая Баскова (лауреата самой первой трудовской "Романсиады").
На прощание все молодые участники концерта под овации зала спели не так часто исполняемую вещь "Слушайте, если хотите". Заканчивается она очень важными словами: "Романс будет молод всегда".
СЛОВО ЛАУРЕАТАМ
Прослышав о финале "Романсиады", коллеги-журналисты ринулись за интервью к обладателям первой премии конкурса. Но первые слова победителей - для родной газеты "Труд". Вот что, естественно, сказала нам Виктория Панкратова:
- Я, честно говоря, не ожидала, что получу первую премию. Хотя у себя в Санкт-Петербурге два года назад я уже взяла Гран-при на конкурсе "Весна романса". Но "Романсиада" - это совсем другой уровень. Я пою уже много лет, окончила по вокалу музыкальное училище. Правда, потом решила поменять профессию и поступила в Гуманитарный университет профсоюзов. Честно там отучилась, защитила диплом по специальности "менеджер социально-культурной деятельности". Однако музыка вернулась и снова меня пленила. И сейчас я студентка первого курса Санкт-петербургской консерватории, где у меня очень хороший педагог по вокалу. Параллельно работаю в театре Музыкальной комедии, куда прошла по конкурсу. У артиста музкомедии должен быть большой репертуар, и петь нужно много. Несмотря на то, что у меня лирико-драматическое сопрано, для городских романсов выбираю более низкие тональности, поскольку романс - это прежде всего рассказ, драматический монолог.
Могла бы я оставить музыку совсем? Конечно, можно было бы работать и менеджером, но я согласна с изречением: если есть талант, то его нельзя зарывать в землю. Когда человек отвергает свой талант и не дарит его людям, Бог его наказывает. Каждый должен заниматься своим делом, каким бы в данный момент престижным или не очень оно ни было.
А вот мнение 19-летнего москвича Алексея Кудри:
- Я пока испытываю смешанные чувства. Я в вокальном искусстве себя считаю любителем, поскольку учусь в Гнесинской академии по классу флейты. Правда, сейчас параллельно поступил еще и в музыкальное училище на сольный вокал. Это моя первая победа в вокальном конкурсе. До этого я участвовал в конкурсах как флейтист и даже как пианист. Да, не удивляйтесь, я из музыкальной семьи. Отец - главный дирижер Ульяновской филармонии, мама - флейтистка. И я с детства мечтал стать музыкантом-инструменталистом. Но, очевидно, природа берет свое. Голос жить спокойно не дает. Хочется петь - и все тут! На своих флейтовых концертах - пою, на вокальных - играю на флейте. Моя любимая девушка, кстати, тоже будущая вокалистка, честно говорит, что у меня получается, а что нет. Для меня это очень важно, поскольку другие слушатели - все больше хвалят. После признания на "Романсиаде" мой выбор окончательно останется за вокалом.

Анатолий Филимонов.