Кстати, несмотря на то, что Москва - самый дорогой город в стране, цены на атомобильное топливо здесь все же не самые высокие. В нефтяном Ханты-Мансийске, например, литр АИ-76 стоит 9.50 руб., а АИ-92 подрос до 11.80 рублей. В столице нефтегазового края Салехарде цены еще выше: от 11.50 рублей АИ-80 до 15.20 рублей за литр АИ-95.
В эти дни самые низкие цены на дизтопливо - в Удмуртии, а самые высокие - в Калининграде. Что касается бензина, то дешевле всего он в Самарской и Тверской областях, а дороже - в Мурманской и Архангельской.
Повышение цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке эксперты связывают с увеличением поставок российской нефти и нефтепродуктов за рубеж. Импульсом, с одной стороны, послужило заметное подорожание энергоресурсов на внешнем рынке. С другой - в России поправкой к Закону "О таможенном тарифе" (так называемая поправка ЮКОСа) полтора года назад созданы условия, стимулирующие рост поставок нефти и нефтепродуктов за пределы страны. Это неизбежно привело к "оголению" российского рынка. Образовавшийся дефицит привел к тому, что ожидаемого сезонного снижения цен на нефтепродукты в октябре-ноябре не произошло. Даже конкуренция компаний, работающих на рынках крупных городов, на этот раз не сыграла своей роли. Ситуация усугубляется еще и тем, что в ноябре-декабре нефтяные компании не увеличили (а некоторые даже снизили) добычу.
Чтобы как-то урегулировать положение на внутреннем рынке, необходимо в первую очередь заняться усовершенствованием законодательства. Это касается прежде всего пересмотра пунктов в законодательных документах, касающихся регулирования таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов. В начале декабря президент Владимир Путин подписал поправки к Закону "О таможенных пошлинах" и второй части Налогового кодекса, расширяющие полномочия правительства в установлении этих пошлин, особенно во время сезонного всплеска спроса на дизтопливо и мазут. Как ожидается, в начале 2004 года правительство новыми полномочиями воспользуется.
Чего ждать нашим автомобилистам в ближайшее время? Вот что корреспонденту "Труда" ответил вице-президент Московской топливной ассоциации Евгений АРКУША:
- По нашим прогнозам, цены на бензин начнут снижаться в конце января. Эта тенденция сохранится до апреля 2004 года. Как показывает практика, зимой экспортные поставки из России снижаются по техническим причинам: замерзают некоторые судоходные пути, по которым транспортируется нефть. Благодаря этому нефтепродуктами насыщается внутренний рынок, оптовая, а за ней и розничная цены идут вниз.
Однако сезонного понижения на АЗС может и не случиться. Это связано с тем, что растут расходы на содержание заправок. В Москве, например, сейчас с каждого литра бензина полтора рубля уходит на аренду земли под АЗС, ее охрану, оплату электроэнергии, плюс акцизные сборы. Тенденция к росту всех этих составляющих сохраняется. А если растут затраты, то, по закону экономики, растет и стоимость бензина...