Новая книга Бориса Акунина привлекает и загадочным названием - "Смерть на брудершафт", и не менее загадочным жанром - "роман-кино", который, как сказано в аннотации, призван "совместить литературный текст с визуальностью кинематографа". "Кинематографическая часть" представлена многочисленными иллюстрациями (кадрами) с подписями (титрами), причем на самой первой изображен автор в роли тапера. Хотя точнее назвать это "сериалом": читателю обещаны десять фильмов-повестей. В "Смерть на брудершафт" вошли два первых "фильма" - "Младенец и черт" и "Мука разбитого сердца", посвященные борьбе русской и немецкой разведок накануне и в начале первой мировой.
В "Младенце и черте" германскому шпиону Йозефу фон Теофельсу (Зеппу) удается обвести вокруг пальца нашу контрразведку и заполучить сверхсекретный военный план. Зепп - настоящий дьявол, "фантастически изворотливый" и опасный: все, видевшие его в лицо, мертвы. Опознать шпиона может лишь студент-математик Алеша Романов (к царской семье отношения не имеет), который поначалу невольно мешает растяпам-контрразведчикам, но потом приходит им на помощь.
В "Муке разбитого сердца" Алеша продолжает служить на благо Отечества сначала на передовой, а после ранения - разведчиком. Романов отправляется в Швейцарию, где обосновался ловкий торговец шпионскими секретами господин Зоммер. Его услугами пользуются разведки разных стран, а вот России "тарифы "Шпионской биржи" не по карману". В Швейцарию под видом артистической труппы направлен отряд наших агентов, чья цель - захватить шпионскую картотеку Зоммера. Алеша, обладатель прекрасного тенора, выступает в качестве прикрытия. Однако ему приходится не только очаровывать заграничную публику, но и непосредственно участвовать в операции, заменив погибших товарищей. К счастью, ему на помощь приходит прекрасная танцовщица Клара. Впрочем, не совсем "к счастью", ведь Клара на самом деле... Хотя стоп - пусть уж читатель-зритель увидит "фильму" своими глазами.
Книга для поклонников Акунина, любителей шпионских романов и ретродетективов, то есть для самых широких читательских кругов. "Зрительный зал" "Смерти на брудершафт" вмещает минимум 350 000 человек - таков тираж книги.
Тем, кому милее не "преданья старины глубокой", а современная действительность, можно порекомендовать роман известного адвоката Павла Астахова "Мэр".
Главный герой Игорь Лущенко, несмотря на высокую должность (он мэр мегаполиса), является честным "слугой государевым". Столь редкое для чиновника качество не всем по нраву: против Лущенко и его гражданской супруги, биснесвумен-миллиардерши Алены Сабуровой, постоянно плетутся интриги, пишутся доносы, устраиваются провокации... В итоге противостояние заканчивается гибелью Алены: ее взрывают в собственной машине. Но история продолжается: крайне непорядочный Аленин брат Василий начинает тяжбу против Лущенко, пытаясь отсудить сабуровские капиталы. "Унаследовать миллиарды удается далеко не каждому. Сохранить при этом человеческое достоинство еще сложнее. Еще не высохли слезы на глазах близких Алене Сабуровой людей, еще не завяли цветы на ее могиле, а в суд уже поступил иск, составленный по просьбе В.И. Сабурова его новым адвокатом".
Однако на помощь Лущенко приходит честный адвокат Артем Павлов. Помимо честности и принципиальности, у Павлова есть и другие положительные качества. Например, он стойко хранит верность -уехавшей на стажировку в Париж любимой девушке Насте, хотя вокруг полным-полно "рыщущих по всей светской тусовке охотниц-одиночек. Эти акулки, волчицы и пираньи мониторили окружающее пространство в поисках подходящей жертвы с нужными параметрами. Необходимо и достаточно было иметь дом на Лазурном Берегу или хотя бы на Рублевке... В комплекте к дому прилагался "Бентли" или хотя бы "Мерседес" класса S. Понятно, что остальные, менее заметные качества, как то духовный мир, принципы и нематериальные ценности, особого значения не имели. А потому и финал возникавших таким образом отношений был до зевоты прогнозируем".
Да и самой книги в общем-то тоже.
Книга для тех, кому актуальность и прямота важнее изящного стиля, психологизма и прочих литературных изысков.
Тем, кто предпочитает элегантную классику, стоит обратить внимание на ранее не издававшийся у нас роман знаменитой британской писательницы Айрис Мердок (1919 - 1999) "Итальянка".
Самая обычная (хоть и старинная) английская усадьба скрывает множество тайн. И пусть это не фамильный клад и не леденящее душу привидение, свои "скелеты в шкафу" есть у всех. Художник-гравер Эдмунд обнаруживает их в семье старшего брата Отто, когда приезжает в родовое гнездо на похороны матери (все зовут ее по имени - Лидия). Благодаря Лидии отношения Отто и его супруги Изабель никогда не были безоблачными, но Эдмунд и не подозревает, насколько все запутано и запущено. Изабель влюблена в ученика мужа, молодого резчика по камню Дэвида Левкина. От Дэвида же беременна юная Флора - племянница Эдмунда. У самого Отто роман с сестрой Левкина Эльзой, и ясно только одно: ничем хорошим это не кончится. К тому же выясняется, что взбалмошная и деспотичная Лидия оставила наследство не сыновьям и не единственной внучке, а бывшей няне, итальянке Мэгги. Такова месть Лидии своим близким, которые, по ее мнению, были не слишком покорны ее воле. Хотя ощущения Эдмунда совсем иные: "Все наше детство прошло в приступах ревности и удушающей несвободе... Мне не удалось полностью освободиться от Лидии. Она проникла внутрь меня, в глубины моего существа, и не было во мне такой щели, такого темного закоулка, где я не чувствовал бы ее. Она была моим презрением к самому себе. Сказать, что я ненавидел ее за это, все равно что ничего не сказать: меня поймут лишь те, кто на себе испытал безграничную власть другого существа".
Книга для тех, кто ценит в литературе и сюжет, и "психологию", и язык.
Благодарим Торговый Дом книги "Москва" (ул. Тверская, 8) за предоставленные книги.