Сбросили с поезда

До конца года без работы могут остаться более 10 тысяч сотрудников транспортных компаний. Больше всего пострадают железнодорожники и авиаторы. Некоторым из них придется уйти на пенсию, а остальным - сменить профиль деятельности.

Сотрудники транспортных компаний вовсю чувствуют кризис на собственной шкуре. Борис, сотрудник московской транспортной компании, занимающейся поставками строительных материалов в магазины и на рынки, отмечает: в октябре-ноябре работы стало гораздо меньше по сравнению с тем, что было осенью прошлого года. Торговцы не могут реализовать товар, водители грузовых машин, осуществляющие подвоз стройматериалов, перешли на трехдневную рабочую неделю, и машины просто стоят большую часть времени.

Наибольшее влияние мировой финансовый кризис оказал именно на гражданскую авиацию и железнодорожный транспорт. По оценке Министерства транспорта России, в будущем году спрос на авиаперевозки упадет минимум на 10%, на грузоперевозки по железным дорогам - на 6%.

Авиацию лихорадит с лета, когда из-за роста цен на нефть и, соответственно, керосин начали испытывать трудности практически все авиаперевозчики. Свое существование уже фактически прекратили две компании: "Самарские авиалинии", а также "Дальавиа". Судьба их сотрудников остается под вопросом. Планировалось, что часть работников "Дальавиа" (500-800 человек) перейдет в новую государственную авиакомпанию "Авиалинии России", которая создается в регионе на базе авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз" и авиаальянса AirUnion. Однако на данный момент лишь небольшой части персонала предложили работу в Хабаровском аэропорту.

Тысяча человек сокращена в "Самарских авиалиниях". Без работы там остались все - от диспетчеров до пилотов. Администрация области пообещала заняться вопросами трудоустройства сотрудников компании, а также выплатить им задолженность по зарплате, но на данный момент сотрудники пока не трудоустроены.

Об увольнении 245 человек в начале декабря объявила авиакомпания S7. До этого здесь уволили 600 пилотов, летающих на самолетах Ту-154. Связано это с тем, что авиаперевозчик переходит на более экономичные "Боинги" и "Аэробусы". Из 600 уволенных летчиков лишь 130 человек изъявили желание пройти курсы английского языка с возможным последующим переобучением на управление иностранными самолетами. Летчикам "Сибири" еще повезло: каждому из них выплатили компенсацию 23 тысячи долларов.

Проблемы докатились и до крупных авиакомпаний. В начале декабря Валерий Окулов, гендиректор "Аэрофлота", заявил, что планируется сокращение 500 человек. Ирина, сотрудница "Аэрофлота", рассказывает, что служащим руководство озвучивало другую цифру - 800 человек. "Скорее всего, сокращения коснутся персонала из наземного обслуживания, из сервиса на борту вряд ли - там и так не хватает специалистов", - говорит она.

Больше не поедут

Работникам РЖД, крупнейшего работодателя России, придется не легче, чем авиаперсоналу. По данным Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, в компании "Российские железные дороги" принято решение уменьшить штат до конца года на 5,7 тысячи человек. Правда, руководство рассчитывает, что примерно столько людей должно уйти на пенсию или уволиться по собственному желанию до конца 2009 года. Всего за три года компания намерена сократить 40 тысяч сотрудников.

Служащие компании настроены пессимистично и говорят едва ли не о 20-процентном сокращении перевозок. "В РЖД сокращать в первую очередь будут так называемых "подснежников", то есть людей, которые числятся монтерами, электрониками, а работают экономистами, специалистами отдела кадров, инженерами", - говорит сотрудник компании из Саратова. В их подразделении, добавляет она, чтобы не сокращать людей, заставляют всех писать заявления об отпуске на несколько дней без сохранения заработной платы. В ноябре такой отпуск у нее составил 16 часов, сколько в декабре, пока неизвест-но.

Куда податься

Судьба сотрудников транспортных компаний напрямую зависит от того, как будет развиваться кризис: будут снижаться грузоперевозки, станет уменьшаться пассажиропоток - продолжатся сокращения сотрудников и понижение зарплат. "Линейной зависимости между сокращением объемов перевозок и сокращением доли персонала в отрасли не существует", - говорит Алла Уварова, заместитель генерального директора аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем", которая консультирует транспортные компании по вопросам персонала. Падение перевозок на 20% может заставить руководство сократить 15% персонала.

В первую очередь транспортные компании избавляются от офисного балласта. Основная группа риска - управленцы всех уровней, инвестиционные и финансовые аналитики, сотрудники подразделений HR, маркетинга, рекламы, специалисты по обучению персонала, вспомогательные службы.

Сложнее всего придется сотрудникам HR-служб, уволенным из транспортных компаний. Например, в Москве сейчас всего шесть-восемь открытых вакансий HR-менеджеров в этой сфере, отмечает генеральный директор кадрового центра "Гелион Имидж" Олеся Милехина. Искать работу таким специалистам придется минимум два-три месяца. Тем, кто имеет небольшой опыт, придется переквалифицироваться, например, в менеджеров по продажам или торговых представителей.

Тем работникам, у которых практически нет шанса найти работу по специальности (например, людям предпенсионного и пенсионного возраста или, наоборот, молодым специалистам), эксперты советуют обратиться в государственную службу занятости. Здесь они хотя бы смогут получить пособие по безработице в размере 4900 рублей. Конечно, всегда есть шанс найти хоть какую-нибудь работу, но надо быть готовым к тому, что зарплата будет в разы ниже.

Увольнения в транспортных компаниях*

5700

РЖД

1000

Авиакомпания "Дальавиа"

800

"Аэрофлот"

800

Авиакомпания "Самара"

600

Авиакомпания "Сибирь"

200

Авиакомпания "Сибавиатранс"

*к концу 2008 года

Источник: собственные данные