Следующий год проверит радио на зрелость

Так считает Юрий Костин, возглавляющий активно развивающуюся Вещательную корпорацию

В уходящем году коллектив Вещательной корпорации «Проф-Медиа» (ВКПМ) добился таких успехов, которые даже от него мало кто ожидал: ВКПМ открыла студию «Авторадио» в Лондоне во время проведения ХХХ Летних олимпийских игр; запустила вещание «Радио ENERGY» в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и еще нескольких городах; с небывалым размахом провела 11-ю «Дискотеку 80-х».

Корпорация увеличила сети вещания своих радиостанций на 73 города, довела число микрофонов профессиональной премии «Радиомания» до 35, совместно с украинскими партнерами собрала на концерт «Авторадио» дарит машину» 110 тысяч человек. Президент ВКПМ Юрий Костин рассказал, насколько успешным стал уходящий год и в каких направлениях будет развиваться холдинг.

— Каким был прошедший год для рынка радио и для ВКПМ?

— Год был очень хороший. Думаю, рынок достиг уровня докризисного 2008 года, а что касается ВКПМ, то мы этот уровень даже перевыполнили, обойдя самые яркие собственные достижения.

Три станции ВКПМ в top-10 по Москве, все наши форматы отлично монетизируются. Расширяются сети вещания ВКПМ: «Авторадио» прибавило 23 города (это не считая зарубежных вещателей), «Юмор FM» — 27, «Радио Romantika» — 7, а «Радио ENERGY» — 11. «Радио ENERGY» уверенно заявило о себе как о федеральном игроке: мы открыли вещание в крупнейших центрах — Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В итоге, по последним данным TNS, мы получили рейтинг 4,2% (Россия, reach daily). Это делает «Радио ENERGY» серьезным и узнаваемым федеральным брендом. А по итогам ноября станция в Москве вплотную приблизилась к первой пятерке. В целом считаю, что, имея в запасе четыре радиостанции, то есть меньше, чем у ближайших конкурентов, ВКПМ является безусловным лидером по показателям уходящего года.

— Прошло уже достаточно времени, чтобы можно было без эмоций оценить 11-й фестиваль «Дискотека 80-х»...

— О проекте «Дискотека 80-х» за эти годы было сказано так много, что, может быть, даже и говорить уже нечего. Потому что все сказано тем, что мы в очередной раз реализовали в «Олимпийском». На этом концерте присутствовал Ричард Тибот — режиссер, занимавшийся постановкой шоу в Royal Albert Hall и The O2 Arena, человек, которого на Западе очень уважают. После просмотра эффектов «дополненной реальности» он заявил, что это шоу мирового уровня и никто ничего подобного еще не делал...

Больше всего мне понравилось, что мы сдержали обещания. Говорили, что будут уравнены в правах зрители, находящиеся в танцевальном партере и на дальних трибунах, — и люди действительно видели артистов близко, если использовали 3D-очки. Говорили, что привезем заявленных артистов, — и всех привезли. Но самый главный вызов, который стоял перед нами, — сохранить динамику шоу, избежать пауз. И мы этого добились, реализовав очень сложное технологическое решение и пойдя на дополнительные инвестиции. Ну хорошо, были бы у нас перерывы по 2-3 минуты между выходами артистов, пока техники ставят аппаратуру, ну посвистели бы зрители немного. Разве мы собрали бы меньше денег за билеты или не было бы у нас спонсора? Было бы все. И люди бы, наверное, поняли. Но это неприлично, а то, что неприлично, нас не устраивает.

— В каком направлении будет развиваться рынок в следующем году?

— Каждый год деловая и околоделовая общественность предсказывает России очередной экономический кризис или стагнацию. Почему нас этот шум беспокоит? Радио — это рекламоноситель, и даже при кризисных ожиданиях бизнесы стараются экономить в первую очередь на расходах на маркетинг и на продвижение. Поэтому информация о том, что ситуация будет складываться не лучшим образом, плохо влияет на рекламный рынок.

С другой стороны, Россия сильно зависит от экономики всего мира. Будут высокими цены на нефть и газ — будут деньги в стране. Значит, хватит денег и на рекламу. На мой взгляд, это единственная проблема, которая находится не в компетенции вещателей. В компетенции вещателей — перестать бороться друг с другом всеми доступными методами, не заглядывая дальше одного финансового года вперед, пытаясь победить любой ценой и ухватить то, что есть на рынке.

Но воевать пока не за что. По сути, радиовещатели бьются за смешные копейки: любая другая мало-мальски серьезная индустрия приносит существенно больше денег, чем все радио в России вместе взятое. По итогам года на все радио будет приходиться от силы 16 млрд рублей — это всего 5% от всех рекламных расходов в стране. В развитых странах эта цифра составляет более 10%. В Москве станций больше, чем в Нью-Йорке, а рынок в десятки раз меньше. Он настолько маленький, что я вообще не понимаю, как нишевые радиостанции существуют до сих пор. Если будет 25-27 млрд на рынке — денег хватит всем. Да и это не предел. Радио — высокоэффективный рекламоноситель.

Ни одно другое СМИ не может конкурировать с нами ни по живучести, ни по оперативности, ни по близости к интересам клиента. Считаю, что следующий год станет годом проверки радиовещательного сообщества на зрелость. Сумеем ли мы консолидироваться во мнении, что важно не воевать, а цивилизованно конкурировать, что важно объединить усилия, чтобы рынок вырос? Для этого надо забыть о демпинговых предложениях — эпоха всевозможных объединений и альянсов, которые создавались против кого-то, а не для увеличения рынка, должна уйти в прошлое. Если придет больше клиентов, денег хватит на всех.