ВЛАСТЬ И ПРЕССА

"Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты". Относительно украинского парламента эту известную

"Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты". Относительно украинского парламента эту известную поговорку можно интерпретировать и в связи с мотивацией голосования "за" или "против" при рассмотрении вопросов, вынесенных на обсуждение сессии. Такая взаимосвязь в который раз подтвердилась в минувший вторник, на заседании Верховной Рады. Зал был полупустым, добрая половина народных избранников отсутствовала. В то время как второй, балконный, этаж был переполнен до отказа украинской и зарубежной прессой, высокими иностранными гостями. Кроме дипломатов, присутствовали представители Совета Европы, зарубежных парламентов, общественных институтов многих стран. В общей сложности - около 300 человек.
Чтобы хоть как-то сгладить конфузную ситуацию, спикер парламента Иван Плющ попытался даже пригласить "балкон" занять места внизу, сесть в кресла отсутствующих депутатов. "Балкон", естественно, поскромничал, однако заподозрил, что такая "активность" депутатов вызвана повесткой дня, в которую были внесены вопросы свободы слова в Украине и проблемы информационной безопасности страны. Особую остроту и актуальность именно такой повестке дня придал известный скандал, связанный с исчезновением журналиста Г.Гонгадзе, обнародование магнитофонных записей разговоров в кабинете президента Л.Кучмы.
Пикантность ситуации с обсуждением проблем украинской прессы и информационной безопасности страны, а также "информационной экспансии и информационной дискриминации со стороны зарубежных СМИ", состоит не только в том, что это происходило при полупустом зале парламента. Выступления целого ряда участников "международного обсуждения" по повестке дня ВР сопровождалось непрекращающимся шумом в зале, выкриками с мест народных депутатов. Особо они усердствовали, когда на трибуну вышел председатель Национального союза журналистов Украины Игорь Лубченко. Он жестко повторил то, что уже говорил с этой трибуны несколько лет назад: работники СМИ страны не могут в полной мере выполнять свои обязанности, потому что их постоянно преследует страх преследования за профессиональную деятельность.
В "Белой книге о притеснениях средств массовой информации и отдельных журналистов в Украине "Пресса и власть", изданной НСЖУ специально к парламентским слушаниям, по этому поводу говорится: "Одна из самых уважаемых и самых важных профессий в нашей стране стала опасной для жизни. Работники пера и блокнота, микрофона и телекамеры лишены главного - возможности свободно говорить народу правду..." В книге приводится ряд фактов притеснения и преследования журналистов в Украине. Все эти притеснения, пишут авторы, - свидетельства угрозы свободе слова, строительству демократичной, правовой державы.
В унисон таким выводам звучали с трибуны Верховной Рады и слова одного из основных докладчиков - Александра Зинченко, председателя парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации: "Свобода слова в Украине переживает кризис. Наблюдается попытка ввести политическую цензуру на всех уровнях... Власть давит на СМИ с целью изменить их политический курс, идет манипуляция общественным сознанием".
А экс-спикер парламента Александр Мороз, развивая эту мысль, и вовсе заявил: "Фальшь, двойные стандарты и просто постоянное вранье стали формой государственного правления. И эта форма обеспечивается через средства массовой информации... Честный, порядочный человек, особенно журналист, - сегодня угроза для власти в Украине".
А вот выводы, которые сделал недавно после посещения Украины и бесед с представителями руководства Робер Менар, генеральный секретарь международной организации защиты свободы слова "Репортеры без границ": "Несмотря на то, что Украину едва не исключили из Совета Европы, ситуация со свободой слова в этой стране сильно ухудшилась за последний год..."
В ходе парламентских дискуссий о кризисном положении украинских СМИ и путях выхода из такой ситуации большинство выступающих сходились на том, что без создания условий для экономической независимости прессы трудно и говорить о свободе слова. В стране нет официальной цензуры, но есть своеобразный финансовый контроль, давление со стороны "монопольной печати", монопольной системы доставки газет и их продажи в киосках. Все это вынуждает многие издания подчиниться диктату коммерческих, олигархических структур. Или же завышать розничную и подписную цену, что ведет к снижению тиража, утрате читателя. Нынче в Украине крепко стоят на ногах лишь те газеты и телеканалы, кто верой и правдой служит властям предержащим, поддерживается исполнительной властью. (Правда, это не всегда говорит о популярности таких СМИ , их востребованости.)
По этим и другим причинам большинство населения страны - 62,4 процента - вообще не выписывают ни одного издания. Приводя эту цифру, известный украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова делает такое заключение: высокий уровень присутствия государства на рынке печатных и электронных СМИ Украины не соответствует опыту развитых демократических стран. Создает возможность для манипулирования массовым сознанием, нарушения конституционных прав граждан на свободное получение и распространение информации.
Выступила на парламентских слушаниях в ВР и мать Георгия Гонгадзе. Глядя на замедленный ход следствия, она еще 27 октября 2000 года обратилась к президенту с жалобой на Генерального прокурора. Ответа до сих пор нет...