ИЗ ПУНКТА А В ПУНКТ Б

С железной дорогой нас связывают самые разные чувства. Первое из них -благодарность. Самолеты большинству не по карману, так что спасибо ей, родимой, что перевозит нас "из пункта А в пункт Б". Пусть не всегда с комфортом, зато точно по расписанию.Но не обходимся мы и без тревоги: вдруг еще раз подорожают билеты? Или сократится количество поездов? Или еще какое-нибудь "или"...

При этом проблемы железной дороги большинству из пассажиров остаются неведомыми. Зато цифры, которые назвал в Самаре на пресс-конференции статс-секретарь, заместитель министра путей сообщения П. Шевоцуков, прямо связаны с нашими разъездами. За год пассажиры "подарили" министерству убыточек в пределах тридцати миллиардов рублей. Во всем мире на подобные перевозки выделяются правительственные дотации. У нас - увы...
Местные органы власти должны компенсировать железной дороге средства на пригородные перевозки. Выделяют, но крохи. Только по Куйбышевской железной дороге потери от пассажирских перевозок составили пятьсот миллионов. Местные власти вернули только треть этой суммы. К тому же цены на рельсы, электроэнергию и все остальное постоянно растут. Убытки покрываются за счет грузовых перевозок, но билеты все равно дорожают. В плацкартных вагонах нефирменных поездов еще можно проехать за божескую цену, и она должна оставаться доступной для большинства и впредь - так считают в министерстве.
Впрочем, заместитель министра и председатель ЦК профсоюза железнодорожников и транспортных строителей А. Васильев в Самару приехали не для пропаганды тарифной политики. Железная дорога - это не только пассажиры, рельсы и вагоны... Это в первую очередь люди, которые все это обслуживают. Им-то как живется? Разговор об этом состоялся на только что прошедшей профсоюзной конференции Куйбышевской железной дороги, которая подвела итоги выполнения коллективного договора.
Внимание московского начальства к обычному вроде бы событию в жизни одной из дорог не случайно. Несколько раз за последнее время на подобных конференциях бывал министр Н. Аксененко, часто выезжают в регионы его заместители. Производственные показатели им, конечно, известны. В целом по отрасли они выглядят достойно, да и Куйбышевская дорога успешно справляется с пассажирскими и грузовыми перевозками. Но впереди - реформа всей железнодорожной сети России, в результате которой управление трудовыми коллективами и производственными процессами станет более динамичным. Но для этого надо внедрять современные автоматические системы, переучивать людей. Заместителю министра П. Шевоцукову и председателю ЦК профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей В. Васильеву в Самаре показали информационно-вычислительный центр, соответствующий всем требованиям завтрашнего дня, познакомили с АСУ, которые успешно действуют на многих участках дороги.
Ежегодно администрация и профсоюз разрабатывают программы занятости, которые являются приложением к коллективному договору. Главная цель этих программ - создание новых рабочих мест, переобучение и трудоустройство людей. На этой программе также замыкается одна из важнейших проблем -заработная плата персонала. Она у железнодорожников хоть и индексируется, но все равно отстает от темпов инфляции. За последние три года реальные доходы снизились почти на четверть. Хорошо, что отрасль сохранила свой соцкультбыт. И людям не приходится платить втридорога, к примеру, за детский садик, коммунальные услуги или продукты питания. В своих магазинах они гораздо дешевле.
С помощью коллективного договора не только на Куйбышевской, но и всех других железных дорогах страны регулируются многие социальные проблемы. Не случайно в коллективах министерства сохраняется довольно спокойная обстановка. Здесь берегут добрые традиции, приветствуют преемственность поколений. К примеру, в Кинельском депо многие годы отработал Н. Устинов. Начинал слесарем, на пенсию ушел с должности мастера. Теперь там же работают два его сына. Ветеран уверен, что большинство из шестерых внуков наверняка свяжут свою судьбу с железной дорогой.
Многие трудовые коллективы за последние годы растеряли не только людей, но и все то, что их объединяет: единство цели, чувство локтя, ответственность за завтрашний день. Железнодорожники все это сохранили. Постоянно заботятся о своих ветеранах. Перед уходом на пенсию каждый получает денежное пособие - 12, 5 тысячи рублей. Это тоже предусмотрено коллективным договором и хоть как-то компенсирует невысокую заработную плату. Ежегодно проводится массовое оздоровление детей в лагерях. Уцелели все десять высших учебных заведений, одно из них - в Самаре. Причем железнодорожный институт считается одним из самых престижных. Все выпускники получают работу, а не мыкаются, как иные после окончания других вузов. Строится жилье. Гордостью Самары будет новый железнодорожный вокзал, который специалисты считают одним из самых лучших в Европе.
- В этом году мы сдадим его первую очередь, - утверждает начальник Куйбышевской железной дороги Е. Плохов.
В общем, труженики стальных магистралей региона Средней Волги в новый год вступили уверенно, хотя забот и у них хватает. Требует замены подвижной состав, многие операции остаются трудоемкими и опасными для рабочих, не случайно велик травматизм. Но эти проблемы повседневные, постепенно будут решаться. К тому же федеральный бюджет в недалеком будущем, по словам П. Шевоцукова, поможет железнодорожникам вздохнуть свободнее. Значит, и у пассажиров есть надежда, что и в новом веке поезда нас будут доставлять точно по расписанию. А билеты будут каждому по карману.