ГОША КУЦЕНКО: ДРАТЬСЯ В КИНО ПРИЯТНЕЕ, ЧЕМ В ЖИЗНИ

"Антикиллер", "Спецназ", "В движении", "Дорога", "Мама, не горюй!", "Ночной дозор" и "Марс"... Гоша Куценко здесь, Гоша Куценко там! К 37-летнему артисту наконец пришло громкое признание.

- У меня сейчас сложный период, - говорит Гоша. - Чем больше выходит картин, тем менее свободным себя чувствую. Есть фотографии, на которых я себя даже не узнаю. Как во сне - смотришь на себя: ты или не ты?
- Известность - хорошая штука?
- Я не чувствую себя известным. Абсолютно. Я драматический актер, и нас учили тому, чтобы не быть на виду. С чем сравнить известность актера? Многих людей сопровождает по жизни запах его профессии. От девушки из булочной, например, пахнет булочками. Идет известный актер - от него "пахнет известностью". Если я забегаю на территорию, где чувствую себя знаменитым, мне сразу хочется назад. Я анализировал, как себя ведут актеры на Западе, и понял, что их игра в известность - тоже роль. Такая же, как в любом фильме. Посмотрите, как артисты вышагивают по ступенькам на фестивалях, реагируют на фотовспышки. Игра!
- Правда, что ваш отец в бывшем СССР возглавлял одно из министерств?
- Был зам. министра радиопромышленности. Серьезный человек, занимался большими делами. Сейчас на пенсии, занят не менее серьезным делом: пытается наслаждаться жизнью, свободой. Я родителей своих стараюсь радовать: недавно пригласил на московскую премьеру "Марса".
- Скажите, почему отец, занимавший высокие посты, в свое время не "отмазал" вас от армии?
- Мой папа самых честных правил. Он был очень принципиальный человек. Таким и остался, хотя с годами стал чуть помягче.
- А вы сами неужели не пытались "закосить"?
- Я в этом смысле сын своего отца. Да и время было другое - 1985-й. Все тогда служили, армии не боялись. Я был знаменным класса, затем комсомольским лидером. У меня были хорошие, прикольные волосики. Я был такой светлый, романтичный, хотя умел за себя постоять. Однажды сломал ногу парню, который меня вызвал "на дуэль". Я занимался вольной борьбой, драться толком не умел, он же был боксером. Однако я не дал ему возможности ударить, вцепился, сделал подсечку, врачи позже зафиксировали у него открытый перелом. Но вообще-то я всегда со всеми ладил. Был открытый и общительный. Быстро говорил, вообще нельзя было ничего разобрать. Картавил очень сильно, не мог чисто произнести свое имя Юра. Поэтому и придумал себе псевдоним Гоша. Меня в школе-студии МХАТа четыре года учили говорить членораздельно.
- А это правда, что в армии вы служили в музыкальном полку?
- Я служил в отдельном батальоне связи города Черновцы. Мои армейские друзья, всем привет!
- Правда, что на съемках вы предпочитаете драться сами, без помощи каскадеров?
- Драться на съемочной площадке гораздо приятнее, чем в жизни. В "Ночном дозоре" у меня был шикарный бой с Жанной Фриске. Балетный бой. Нам вручили такие мечи, что оставляли световые следы. У нас был красивый танец. В конце концов, героиня Жанны меня убивала, я эффектно падал на телевизионные антенны и погибал со словами: "Боже, как светло!" Все это, однако, вырезали. Я вначале взгрустнул, а после премьеры подошел к Константину Эрнсту (продюсеру картины) и режиссеру Тимуру Бекмамбетову: "Если сцену вырезали, значит, меня не убили, значит, я могу дальше участвовать во второй серии!" Они посмеялись, но согласились.
- Кого вы мечтаете сыграть?
- Я бы и Гамлета сыграл! "Гамлет" вообще галлюциногенная пьеса! Там же появляется тень отца. А люди всерьез все играют. А я вскоре сыграю... Винни-Пуха! Вообще удовольствие - играть в детских спектаклях. Вот "Белоснежка и другие" - прикольный, добрый спектакль. Он нас, актеров, омолаживает, возвращает в детство. Кстати, знаете старый анекдот про елки? Нашему актеру позвонили из Голливуда и пригласили в начале января сниматься в блокбастере, на что он ответил: "Нет, не могу, у меня же елки!"
Верите или нет, но мне недавно предложили сняться в одной картине, для чего надо было лететь в Америку. Двенадцать съемочных дней в компании Анжелины Джоли и других звезд... Но так случилось, что два дня пришлись на уже объявленную в Питере "Белоснежку", и я отказался. Моя дочка Полина (ей девять лет) несколько раз видела этот спектакль. Я спрашивал: "Поля, тебе как?" - "Все нормально, папа. В эпизоде с бензопилой немножко страшно, а так очень весело!" Кстати, Полина уже проявляет актерские способности (ее мать - известная актриса Мария Порошина, с которой Гоша расстался, прожив пять лет в гражданском браке. - М.С.) и вскоре снимется в кино.
- В свое время вы с грустью сказали, что никогда не сможете стать режиссером...
- Но теперь я думаю о режиссуре все серьезнее. Я приду, прибегу к этому. Уже в январе засяду за сценарий по мотивам одного из произведений Чарльза Буковского - следующей осенью я хотел бы снять свою дебютную картину.
- Гоша, вам идет ваша "прическа", точнее, ее отсутствие. Наверняка фирмы, которые выращивают мужчинам волосы, предлагали вам контракты? Есть ведь специальные шампуни для лысых...
- Не предлагали. Да я и не лысый, просто такая прическа скрывает мои седеющие волосы. А шампунями я пользуюсь женскими - исключительно ради нежной кожи и шелковистых волос (смеется).
- В спектакле "Ladies Night" вы танцуете стриптиз. Легко вжились в эту роль?
- Сталевары (наши герои) начали танцевать стриптиз - это же анекдот. А так - раздеться? Никаких проблем! В театральном институте учат всему, в том числе и раздеваться в рамках этюда. Театр - это площадная вещь. Раньше играли на тех же площадках, где людям головы рубили. Если раздевается мой персонаж, мне ничего не страшно. Я даже живот могу не втягивать - это же не я. Но если ты разделся и чувствуешь себя смущенным, значит, зря разделся! Иди в гримерку, выпей сто граммов. Я, может, раздевался бы на экране чаще, но у меня далеко не идеальное тело. Так что я собираюсь всерьез заняться этим вопросом.
- Не так давно вы дебютировали как музыкант и певец...
- Я не певец, даже не беру за концерты денег, их получают мои музыканты. Это очень хорошая группа "Анатомия души". Они играют не в самом модном на сегодняшний день стиле "соул", но поют те песни, которые я написал для кино и театра. Вот и в картину "Марс" вошли две мои композиции, а диск будет называться "Шепоты и крики". Я вообще очень люблю музыку. Если я слушаю музыку, значит, живу правильно.
- В спектакле "Бог" вы произносите реплику: "Все хотят быть хорошими - и чтобы им за это ничего не было". Вам удается быть "безнаказанно" хорошим?
- Тяжело быть добрым и сильным одновременно. Практически нереальная ситуация для жизни. К счастью, хотя бы в кино я могу пережить это иллюзорное состояние.
- Часто сами себя ругаете, вините?
- Ругаю часто. Говорю себе: зачем ты сделал то и это? Есть ребята, которые в себе не сомневаются, я не такой. Но если принимаю решение, то иду до конца.
- Вы по жизни оптимист или пессимист?
- Современный оптимист, считающий, что завтра будет лучше, чем послезавтра. Но, к сожалению, послезавтра будет хуже, чем завтра...
- Гоша, развейте какой-нибудь слух о себе!
- Я натурал (смеется). А вообще у меня на слухи память короткая.
- Вы много летаете по стране и миру. Воздушных террористов не боитесь?
- В нашем спектакле "Ladies Night" артисты исполняют с огнетушителями танец пожарных. А в огнетушители у нас специально вставлены фонарики. Так вот, на гастролях в Израиле мы сыграли четыре спектакля, все прошло удачно, уезжаем домой знаменитостями. Проходим досмотр в аэропорту. А там в тебе и твоем багаже ковыряются теперь более чем настойчиво. Все прошли, осталась техническая группа во главе с монтировщиками. Они уже и пивка хлебнули, расслабились. Просвечивают их реквизит и вдруг видят в сумках странные предметы: на огнетушителе огромная батарея, два проводка, переключатель и лампочка. Бомба! Наш монтировщик предлагает: "Давайте я включу!" Протягивает руку, и тут бдительная таможенница резко хватает наш странный огнетушитель и прижимает к груди. Мы с актерами в этот момент уже находимся в зале и слышим вой сирены. Начинается эвакуация. Все в панике. Монтировщиков увели. Выбежала собака, все обнюхала, ничего не нашла.
Вот такая картинка с натуры, подтверждающая, что время нынче тревожное. Но нас не запугать...