09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОГО ТЫ ЛЮБИШЬ, ЧЕЛОВЕК С КАМЕРОЙ?

Беднов Сергей
Опубликовано 01:01 20 Января 2005г.
В профессиональном языке телевизионщиков есть слово "картинка". Грубо говоря, это то, что попадает в кадр, а потом появляется на экране. Картинку надо оживить и разнообразить. Нельзя, например, в репортаже бесконечно показывать голову ораторствующего перед толпой политика - это скучно. И быстро надоедает, какой бы колоритной голова ни была. Камера должна замечать детали. Вот депутатский значок на лацкане, вот рука, судорожно сжимающая листочки текста. Потом очередь доходит до простых смертных. Лучше всего, если среди них обнаружится красивая девушка в яркой курточке или юноша с внимательными умными глазами. Их можно показать в течение сюжета и по нескольку раз.

Иногда для разнообразия снимают и стариков. Тогда, например, когда вся их грудь увешана наградами, которые тоже обязательно попадут в кадр. Но чаще - для контраста - в качестве "забавного" элемента. Семенящая походка, морщинистые руки, сжимающие древко красного знамени, мохеровые шапочки неопределенного цвета и сбитые ботинки.
Стариков можно показать красиво. Так, как это делают немногочисленные теледокументалисты-художники. Можно показать те же ботинки и шапочку, те же руки с флагом. А потом заглянуть в стариковские глаза - потускневшие, погасшие. Но и такие они - зеркало души. А в ней - и мудрость, и боль, и безысходность. И тогда наивные, криво вычерченные фломастером внука лозунги, пальто, сшитое по моде 60-х годов прошлого века, и перекошенный протестным волнением беззубый рот вызовут не презрение, а укол совести и сострадания.
Но для того, чтобы показать стариков красивыми, их надо любить. А за что любить стариков молодым здоровым парням с телекамерой в руках, получающим за свою работу "штуку баксов"? За что любить стариков начальникам этих парней, получающим намного больше и делающих все свои дорогостоящие шоу не для тех, кто пересчитывает копейки, оставшиеся до следующей пенсии, а для социально активной аудитории, способной клюнуть на рекламу навороченного джипа? Старики для них - отработанный неперспективный материал.
Так получилось, что все последние дни телевидение вынуждено показывать стариков. Куда ж денешься, когда именно они - главный "информационный повод". Они перекрывают дороги, выходят на площади, толпятся у правительственных зданий. Не цунами, конечно, и не наводнение в Америке, но без внимания никак не оставишь. И стало предельно ясно, насколько наше ТВ не любит стариков. Сюжеты о пикетах и митингах подавались с каким-то стыдливым смущением. Нет, не перед ними. Перед зрителем. Мол, извините, картинка получается не очень. Это ведь вам не Волочкова и не Ксюша Собчак. И тут же полный набор штампов: городская сумасшедшая в буденовке, наивные плакаты, злые реплики, немощные кулаки. К ним, показанным такими, испытываешь скорее не сострадание, а полубрезгливую жалость. Словно требуют они не от избытка унизительной бедности и не свое законное, заработанное полувековым полуоплаченным трудом, а что-нибудь совсем уж непотребное, вроде клонирования Сталина...
Да, не случайно так популярно на ТВ это слово - "картинка". Как и у всякого визуального искусства, изображение на телевидении играет первостепенную роль. Это когда ведущий что-то говорит в камеру, слова, как правило, важней, чем покрой его костюма. А когда идет репортаж, слова становятся тем, чем и должны быть, - комментарием к событию, конфликту, проблеме. Сказанное, конечно, может изменить отношение к увиденному. Было бы желание так, а не иначе сказать. Или распоряжение начальства на сей счет. Но вряд ли и такие слова в состоянии сделать красивыми, понятными и близкими стариков, снятых с подобным, мягко говоря, безразличием.
...Все вышесказанное относится в первую очередь к двум государственным каналам.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников