КОГДА РАССЕЯЛСЯ ДЫМ,

Сильный пожар, разгоревшийся в конце декабря в Фермерском дворце Петергофского музея-заповедника, вызвал в северной столице волну слухов о его причинах и последствиях. Напомним, о чем "Труд" писал 23 декабря: огонь полыхал несколько часов, пламя было настолько сильным, что обвалилась кровля, от выгоревших окон и дверей остались одни только черные дыры.

Среди главных причин пожара называлась небрежность рабочих, производивших реставрационные работы. Сейчас, спустя месяц, эта версия подтверждается. Правда, фирма, которую те рабочие представляют, с такими выводами не согласилась. Но оспаривать их не стала, а прислала в дирекцию Петро-дворца гарантийное письмо с подтверждением своих обязательств по ликвидации последствий пожара и завершении всех реставрационных работ.
Что касается пострадавшего дворца - любимой загородной резиденции императора Александра II, построенной в середине ХIХ века, то, как выяснилось, там не все так страшно, как казалось в первые дни после ЧП. Больше всего пострадало восточное крыло здания, в столетнем прошлом - коровник. В нем и по сей день ощущается запах гари. Западного крыла Фермерского дворца огонь, к счастью, практически не коснулся. Именно здесь находились когда-то императорские покои, рабочий кабинет Александра с его любимым креслом, а также покои императрицы Марии Александровны. В целости и сохранности настенная графика кабинета. Как и один из первых российских лифтов, тогда еще ручной, поднимающийся и опускающийся с помощью лебедки.
Генеральный директор музея-заповедника Вадим Знаменов, ходивший после пожара весь черный от горя - столько времени и средств был вложено в реставрацию Фермерского! - в последние дни явно повеселел.
- Дворец отреставрирован примерно на 30 процентов, музейные ценности мы туда еще не переносили, - говорит он. - Коллекция не пострадала. Ущерб, по предварительной оценке, составил 19 миллионов рублей. Реставрационная фирма, проводящая работы во дворце, берется уже к лету все сделать в лучшем виде. В июле надеемся открыть его для посетителей.