ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ

К 2020 году, заявил Главком ВВС генерал армии Александр Михайлов, весь самолетный парк военной авиации будет обновлен. Это, по его словам, касается не только боевой, но и транспортной авиации.

Насколько реальны эти планы, покажет время. По крайней мере,разговоры о создании массового истребителя пятого поколения идут уже не один год, но он существует пока только в электронном виде. И когда совершит свой первый испытательный полет, вряд ли кто возьмется предсказать.
Тем не менее шансы у российской боевой авиации сделать в ближайшие годы технологический прорыв есть. Речь прежде всего об истребителе МиГ-29. Летом прошлого года на престижном международном авиасалоне в английском местечке Фарнборо его модернизированный вариант - Миг-29 ОВТ творил в небе чудеса, вызвав откровенную зависть специалистов и восторг простых зрителей.
Для непосвященных: аббревиатура "ОВТ" означает "отклоняемый вектор тяги". Другими словами, сопло двигателя устроено так, что оно может менять свое положение относительно фюзеляжа самолета. Это и дает ему возможность выписывать в небе такие фигуры, которые не может повторить ни один истребитель в мире. Автору этих строк доводилось видеть самолет в деле. Он может все: лететь практически на нулевой скорости, кувыркнуться в воздухе, лететь хвостом вперед. Некоторые фигуры высшего пилотажа, которые выполняет МиГ-29 ОВТ, даже не имеют пока названия. Все это многократно увеличивает его боевые возможности.
Очень неплохие перспективы и у его собрата МиГ-35. Его собираются продемонстрировать на ближайшем авиасалоне в Индии, которая уже проявила живой интерес к этому самолету. Дели намерен в ближайшее время объявить тендер на закупку 126 легких истребителей на сумму почти в девять миллиардов долларов. И у нашего истребителя в силу его уникальных боевых возможностей есть все шансы потягаться с американским F-16, шведским Gripen и французским Rafale. Внешне его не отличить от старенького МиГ-29. Все дело в начинке. В кабине уже не увидишь приборов со стрелками - только жидкокристаллические панели. И сопло у него тоже может поворачиваться в любом направлении, что делает его сверхманевренным. Плюс новейший радар "Жук", аналог которого есть только у американцев.
Бомбардировочная авиация тоже имеет шансы подойти к рубежу 2020 года в обновленном виде. В конце прошлого года Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) передало ВВС два самолета Су-34. Новый фронтовой бомбардировщик будет постепенно заменять стоящий сейчас на вооружении Су-24М. Их сейчас в боевом составе десять полков, всего около 220 машин. До 2009 года НАПО обещает поставить 18 самолетов, к 2015 году - 57. Были бы деньги. Стоит новинка недешево, около одного миллиарда рублей. А боевые возможности у Су-34 тоже уникальные: летает днем и ночью, в любых метеоусловиях, несет на борту ракеты и бомбы, которые могут наводиться на цель даже с помощью спутника.