Свадебный переполох Ивана IV

Либо смерть, либо монастырь, третьего не дано

Даже грозный монарх страдал от измен и предательств со стороны своих жен, что же говорить о простых смертных! Восемь женщин сменяли друг друга на посту царицы всея Руси. И ни одной не удалось справиться с буйным нравом батюшки-царя. Да и Грозный был не промах: всех их ожидала одна и та же участь — либо монастырь, либо смерть.

Если выпала честь стать царицей наяву, грешно отказывать батюшке-царю. Примерно так и рассудила четырнадцатилетняя Анастасия Романова, когда сам Иван IV выбрал ее на смотре невест. Бедняжка еще не знала, что ожидает ее впереди, иначе бы не прыгала от счастья. Хотя Анастасии повезло все-таки больше, нежели остальным барышням из вереницы царских жен, ведь на момент венчания Иван был еще молод и удал, ему было всего семнадцать лет. Кроме того, он души не чаял в новоиспеченной царице, хотя их браку не суждено было стать примером для потомков, так как он долго не продлился. Несмотря на это, Анастасия умудрилась родить шестерых детей, из которых до зрелого возраста дожили только два младших сына — Иван и Федор. Царь, кстати, еще не был грозным, а даже наоборот — вполне ручным и ласковым, а вот когда Анастасии не стало, Ивану все чаще стали присущи вспышки необузданной ярости, последствия которых были плачевны. По одной из версий, супруга царя была отравлена боярами, так как они с самого начала невзлюбили безродную Анастасию. Безутешный вдовец поскорбел положенный срок и ревел белугой ночи напролет, уткнувшись в царскую перину, по истечении приличествующего трауру срока решил озаботиться поисками дражайшей половины.

Как гласит мудрая пословица, свято место пусто не бывает. Выбор пал на Марию Темрюковну, которая, между прочим, не отличалась кротостью нрава, а наоборот, была под стать мужу необузданной и кровожадной. В отличие от субтильной и мягкосердечной Анастасии, новая женушка царя приходила в неописуемый восторг, наблюдая, как палач наматывает кишки кого-то из провинившихся знатных особ дворянского происхождения на кулак. Порой от изощренных пыток даже у самых закаленных в бою воинов леденела кровь. Мария же наблюдала картины казни совершенно спокойно, словно малое дитя, хлопая в ладоши, а ее заливистый смех разносился по всей площади, где проходило сие действо. Что уж греха таить, даже сам Иван IV был несколько обескуражен тем, как веселилась его супруга и какое колоссальное удовольствие получала во время очередной пытки безвинных подданных. Многие бояре находились в смятении, дескать, баба со страху трястись должна, а она мало того что лясы точит, так еще и зубоскалит, покуда вершится «праведный суд» над грешниками. Помимо того что царица развлекалась на казнях как могла, девица, ей стоит отдать должное, была дальновидна и прагматична. Изучив нрав и пристрастия своего благоверного, царица окружила себя самыми красивыми девушками, на которых была возложена особая миссия: потакать всем прихотям царя-батюшки. Таким образом Мария вознамерилась обеспечить себе благосклонность супруга, что ей в конечном итоге и удалось. Пока Грозный в теремах проводил время с девицами, сама царица со своими воздыхателями колесила в открытой карете, что было просто неприемлемо в то время. Однако Мария не учла того, что в мгновение ока ее супруг терял контроль над собой и в такие моменты уже не отвечал за свои поступки. Однако казнить неверную царь все же не стал, а просто запер ее в одной из башен и запретил навещать, так что, оставшись совсем в одиночестве, свободолюбивая Мария зачахла и умерла. На похоронах жены Иван был весел, царь даже не счел нужным притворяться. Не тратя время даром, Грозный уже вовсю развлекался, совершая набеги на свои же вотчины.

Особенно тешился царь при выборе жен; очередной жертвой уже немолодого Ивана стала Марфа Собакина. Это был самый короткий брак из всех, буквально через две недели после свадьбы новоиспеченную царицу отравили засахаренными фруктами. Столь сладкая смерть куда приятней, чем вероятный исход жизни, ожидающий Марфу впереди, судя по практике остальных женушек. Посему сладкоежке Собакиной несказанно повезло, да и царю жена надоесть не успела. Казнив отравителя и в придачу парочку бояр, Иван вновь обрел душевный покой, ведь его уже охватила очередная свадебная лихорадка, и он с чистым сердцем отправился на поиски суженой-ряженой.

После очередного смотра невест Грозный остановил свой выбор на Анне Колтовской, которая отличалась пылкой и властной натурой. Судя по всему, царь не смог устоять перед ее обаянием и в итоге подпал под ее влияние. Новая царица была яростной противницей опричнины, однако не имела ничего против того, чтобы развлекаться с юношами, пока супруг пребывал в благословенном неведении о невинных проделках своей благоверной. Любвеобильная Анна не смогла обуздать свою страсть, а дряхлый и старый муж не смог соответствовать всем требованиям молодой жены. Тогда-то царица и решилась завести интрижку на стороне. Одним из ее любовников был молодой князь Ромодановский. Не отнять у Анны смекалки: для того, чтобы провести возлюбленного в свои покои, царица переодевала его в женское платье. Неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы пригожей девицей не заинтересовался сам Иван Грозный. История достойна мыльной оперы. Пригласив юную красавицу в свою опочивальню, ни о чем не догадывающийся царь был весьма удивлен, когда пред ним предстал Ромодановский, но уже без своего девичьего наряда и накладной косы. Разгневанный и не на шутку разбушевавшийся Грозный убил юношу своим посохом, а неверную жену постриг в монахини. И между прочим, Колтовская еще легко отделалась.

А вот последующий за этим пятый брак Грозного с Марией Долгорукой не удался с самого начала. Выходя замуж, новая царица уже не была девушкой. Познав до царя, что значит быть женщиной, Мария расплатилась за все сполна. На другой день после женитьбы разочарованный и наученный горьким опытом царь приказал заложить коней. Под предлогом рыбалки Грозный велел сделать в пруду огромную прорубь, ни о чем не подозревающая Мария, отправившаяся сопровождать царя, в этот момент сидела в санях. Однако вместо рыбалки царь приказал пустить в пруд запряженные сани с дикими лошадьми, в которых восседала царица, на корм рыбам. После сего действа Грозный вернулся в свои покои, где погрузился в привычный ритм увеселительной жизни.

В скором времени, пытаясь забыть свои прошлые промахи в семейной жизни, Грозный не побоялся вновь связать себя узами брака, на сей раз с Анной Васильчиковой, ставшей по счету шестой женой царя. Однако через некоторое время по неопределенной причине женушка и вся ее родня попала в немилость царя, и он, недолго думая, сослал Анну в монастырь, а сам тем временем уже готовился к новой свадьбе.

Седьмая жена Ивана Грозного Василиса Меленьева на момент знакомства с царем уже была замужем. Однако обладала такой красотой, что Иван вознамерился любыми способами заполучить Василису. Не останавливало его и наличие у оной мужа, в планы которого не входило раньше времени предстать перед всевышним. Но разве могло это остановить уже состарившегося, но не утратившего пыл царя?! Отравив мужа Меленьевой, Грозный незамедлительно сделал ее царицей. Однако премудрая Василиса умудрилась целых два года водить царя за нос и держать его в черном теле, не подпуская Грозного к себе. И такая политика дала свои плоды, Иван заметно присмирел и был готов выполнять все прихоти своей царицы. Но вот оказия: пока Грозный истекал слюной и любовался на цветочек со стороны, Василиса завела любовника. Им оказался тезка царя Иван Колычев. Узнав о таком предательстве и попеняв на несправедливость жизни, Грозный приказал казнить любовника царицы. В этот день отпевали сразу двоих, мертвого Колычева и живую Меленьеву — связанную, с кляпом во рту. Естественно никто из наблюдавших данную процессию не мог даже представить, что царица жива и какое страшное наказание выпало на ее долю.

Восьмая жена Ивана Грозного Мария Нагая была идеалом русской красоты: статная, стройная, с большими выразительными глазами и косой ниже пояса. Естественно, красавица не по своей воле была отдана замуж за уже состарившегося и порядком истаскавшегося по девицам царя, от которого попахивало тленом. Тем более что у нее уже был возлюбленный, пусть и небогатый, но зато в самом расцвете сил. Царь же проникся к Марии настоящим чувством, воспылал точь-в-точь как в пору былой юности, когда женился в первый раз на Анастасии Романовой. Хоть душа и не стареет, однако возраст есть возраст, с каждой новой женой царь моложе не становился. Со временем появились боли в спине и суставах.

Поэтому молодая супруга была невесть как рада, выходя замуж за старого гниющего пня, который вот-вот испустит последний свой вздох. Тогда-то ее родня смогла бы заграбастать все в свои руки, а Мария сделалась бы самой богатой вдовушкой. Стерпится — слюбится. А вот и не слюбилось. Дряхлый муженек не пробудил в новоиспеченной царице и намека на нежность. В итоге Грозный вообще перестал навещать Марию и вернулся к куда более веселому развлечению. Но годы брали свое: царь уже не мог куролесить ночи напролет с ватагой пьяных опричников, засыпал на середине застолья, забывал имена своих верных подданных и спрашивал, почему за столом отсутствуют те, кого он же сам и казнил. Через какое-то время дородная Анастасия все-таки подарила царю сына, однако мальчик родился на удивление хилым и слабым. Но даже появление на свет царевича Дмитрия не изменило отношений между Грозным и Марией, слишком значительная образовалась между ними пропасть. Даже находясь на смертном одре, царь не захотел проститься с законной супругой, приказав ей оставаться в своем тереме и не соваться туда, куда ее не просят. Так что увидела своего мужа Мария только в гробу, а ее саму и сына вообще выслали в Углич. Как известно, ребенок страдал от эпилепсии и умер при непонятных обстоятельствах, якобы напоролся горлышком на ножичек — весьма распространенная смерть, ничего не скажешь. Потеряв единственного сына, Анастасия утратила всякую надежду на возвращение в столицу. Хоть Нагая и осталась жива, в отличие от всех предыдущих жен царя, назвать ее счастливицей язык не поворачивается. Столько лет терпеть рядом старого мужа-изверга, а потом еще и быть сосланной за тридевять земель — доля, скажем, незавидная.

Грозный успевал не только жен менять, но и с английской королевой переписываться. Однако та в свою очередь вовремя умыла руки, видать, понаслушавшись всяких басней о жестокости русского царя. Так что в своей супружеской жизни Иван IV был глубоко разочарован, может, оттого и устраивал медвежьи игры. Ведь ничто так не бодрит дух, как вид растерзанных диким зверем приближенных бояр и знатных дворян. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не женилось...