ДЕФОЛТ ВСМЯТКУ,

Вот живые картинки, которые можно сегодня наблюдать в городах России. От окошка обменного пункта отходят двое: один купил валюту, другой - ее продал. И оба довольны, считают себя в выигрыше. На экране ТВ выступают по очереди эксперты. Один говорит, что по долгам СССР платить не надо, другой - что платить мы обязаны, но лучше бы этого не делать. Два эксперта - три мнения. Валютные резервы страны растут, а курс рубля падает. Экономика оживляется, а жизнь лучше не становится... Можно ли хоть что-нибудь понять в происходящем?

ВСЕ НЕ ТАК, РЕБЯТА...
На вопрос "платить или нет?" свой ответ мы уже не однажды давали - платить (см., например, "Труд" от 23.01.2001 - "Кредитная история"). Однако предпосылки для неоднозначного толкования ситуации, или, если угодно, "дефолта в головах" - на эту тему имеются. А ну-ка ответьте с ходу: "Должен ли СССР погасить свою задолженность ГДР?" Звучит, как начало занятного анекдота. А между тем весьма ответственные лица со стороны России и Германии уже не первый месяц обсуждают эту тему на полном серьезе. Шутки в сторону: речь идет о сумме в 6,4 млрд. переводных советских рублей. По какому курсу их учитывать? Послушать немцев, так тот рубль равнялся нынешнему доллару. Наши же предлагают считать его за 0,875 теперешней дойч-марки. Тоже немало - итого 2,3 млрд. долларов. От такой арифметики даже бывалому чиновнику дурно станет. Депутаты же Никитин и Райков, как существа более эмоциональные, чем чиновники Минфина, под сильным впечатлением от всего услышанного и прочитанного по этому поводу в прошлый четверг внесли в Госдуму проект постановления "Об условиях выплаты РФ государственного внешнего долга". Цель- остановить всяческие выплаты, как говорится, "до выяснения ситуации". Словом, полный раздрай.
СОКРУШИТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ
Поставим вопрос иначе: а есть ли у России для выплат деньги сейчас и хватит ли их в будущем? И что у нас все-таки происходит - экономический рост или конвертация группой лиц нефтедолларов в ценные бумаги иностранных государств и недвижимость на островах Полинезии?
Те, кто полагает, что никакого движения вперед нет, указывают на перманентный кризис на Дальнем Востоке, на по-прежнему нищенский уровень жизни массы людей, стагнацию в промышленности. Отток капиталов из России достиг рекордного уровня в 2000 году - по разным оценкам, от 27 до 30 млрд. долларов. Значит, из стоимости каждой тонны экспортированной нефти порядка 100 долларов остается за рубежом. По словам руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, за минувший год административные препятствия для предпринимательской деятельности в России выросли, от чего экономика понесла серьезные потери. Сам премьер Михаил Касьянов неоднократно высказывался в том смысле, что через годик-другой Россия может вновь потерять платежеспособность.
А вот выдержки из свежего отчета Всемирного банка: "Позитивное развитие событий в России в течение последнего времени создает основу для активизации операционной деятельности группы банка в России по сравнению с посткризисным периодом после августа 1998-го". Содействие со стороны банка помогло правительству РФ в 2000 году "уделить больше внимания таким проблемам, как совершенствование межбюджетных отношений, управление бюджетами на региональном и местном уровнях и анализу эффективности бюджетных расходов". И далее: "Достигнуты впечатляющие успехи в сокращении бартера и увеличении собираемости платежей в денежной форме, отмечается постепенный, но устойчивый прогресс в реформировании казначейской системы".
И как результат своих выводов (и веское доказательство их серьезности) ВБ сообщает о готовности предоставить четвертый заем на структурную перестройку экономики РФ (SAL-4) в объеме $500 млн. уже в текущем году. И это при том, что ранее согласованный заем на те же цели (SAL-3) общим объемом $1,5 млрд. после получения Россией $400 млн. был аннулирован.
Ну и как вам наши достижения? Ах, вы о них и не подозревали? Тогда продолжим. На днях влиятельная британская газета The Financial Times опубликовала результаты опроса руководителей тысячи крупнейших мировых компаний, проведенного весьма респектабельной консалтинговой компанией AT Kearney. По результатам опроса составлен рейтинг инвестиционной привлекательности стран. Если сравнить с прошлым годом, перемены поразительные. По-прежнему первое место занимают США. Зато в качестве второй в мире страны по привлекательности для прямых зарубежных инвестиций Китай сменил Великобританию. С 21-го на 13-е место поднялся Сингапур, Индия вышла в верхнюю десятку, заняв седьмое место, а Тайвань поднялся на 4 позиции, став 19-м.
Россия повысила свой рейтинг сразу на 17 (!) пунктов, поднявшись с 49-го на 32-е место, что, по мнению Financial Times, отражает воскрешение доверия инвесторов. Наши западные соседи - Польша и Венгрия - несколько опустились в рейтинге, а Чехия поднялась на две позиции и заняла 16-место. Хотя все трое остаются весьма привлекательными для инвесторов.
По мнению экспертов, скачок рейтинга России связан с позитивными, с их точки зрения, переменами, происшедшими в стране за последний год. С избранием на пост президента Владимира Путина наступил период определенной политической стабильности, что наконец-то позволило начать структурные реформы в экономике. Однако, отмечается в докладе, действия нынешних российских властей в любой сфере, от налоговой политики до реформы естественных монополий, пока не доведены до логического завершения. Это, а также передел собственности, наглядно демонстрируемый на примере ряда предприятий с использованием силовых структур, пока не позволяют России рассчитывать на место в первой двадцатке по рейтингу привлекательности для инвесторов.
"НОВЫЙ РУССКИЙ" И ЗАКОН МЕРФИ
И тем не менее закон Мерфи у нас работает, например, в такой интерпретации: "В действительности все совсем не так плохо, как нам представляется". В одном месте у нас почти коллапс, в другом - позитивные перемены. Но мы последние перестали замечать. Мы привыкли к тому, что, однажды проснувшись, можем оказаться в другой стране, с другим правительством и президентом. Что, получив зарплату или пенсию, надо срочно бежать и отоваривать ее в магазине или обменнике. А тем временем жизнь стала спокойнее и предсказуемее, чего раньше так недоставало, в том числе для развития экономики.
Однако интерпретировать заумь Мерфи можно и по-другому: "На самом деле все гораздо хуже, чем мы думаем". Позитивные перемены сегодня доступны для избранных. Причем не в смысле "самых лучших и достойных". У меня есть старый друг - работящий, честный, толковый, в семье двое детей - кормить-одевать надо. Три месяца назад зарегистрировался как предприниматель, решил заняться торговлей. На всякие разрешительные документы, минимально необходимое оборудование сразу пришлось выложить более сорока тысяч рублей. На днях решил прикрыть дело - потраченных денег не вернешь, зато долги расти перестанут.