05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПУСТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ НАЗОВЕТ КОНКУРС

Русанов Виктор
Опубликовано 01:01 20 Февраля 2001г.
В последнее время все больше и больше нефтяных месторождений в России начинает разрабатываться на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Подобный налоговый режим эксплуатации месторождений признан во всем мире эффективным и одинаково выгодным как нефтяным компаниям, так и государству. О проблеме внедрения СРП в российском ТЭКе и работе по его развитию рассказывает депутат Государственной Думы Александр Михайлов.

- Александр Юрьевич, почему использование механизма СРП является едва ли не ключевым элементом инвестиционной политики российского ТЭКа?
- Прежде всего это логичная, разумная и достаточно простая схема. Речь идет о том, что на 20-30 лет разработки месторождения заключается соглашение, в котором четко регламентируется, столько нефти или газа потребуется, чтобы возместить затраты того, кто разрабатывает месторождение, и столько останется прибыльной продукции, которая будет поделена между инвестором и государством в определенной пропорции. Этот контракт является стабильным в первую очередь потому, что заменяет собой действующую налоговую систему.
Проблема инвестирования в отрасль заключается прежде всего в том, что ныне действующая налоговая система, если сравнивать ее, например, с 1992 годом, резко усложнилась. Сильно возросла и налоговая нагрузка. И сегодня в условиях нынешней нестабильной налоговой системы инвесторы к нам практически не идут. А СРП заменяет ныне действующую налоговую систему простой методикой распределения продукции в натуральной форме, когда очевидно, какие выгоды получает государство, а какие - инвестор.
- На международной конференции "СРП-2000" на Сахалине президент Владимир Путин призвал ускорить работу по реализации проектов на условиях СРП. На какой стадии находится сейчас работа по продвижению организационных аспектов СРП на крупнейших российских месторождениях?
- Федеральный закон об СРП был введен в действие еще в 1996 году, однако на сегодняшний день существует только 4 соглашения. По всем остальным 24 проектам ведутся переговоры, но тем не менее соглашения не подписаны, ни один проект не дошел до стадии реализации. Проблема прежде всего заключается в том, что правительство пока не завершило отладку всей нормативной базы по СРП. Сам закон является новаторским для российского законодательства и требует обширной нормативной базы и большого нормотворчества от правительства.
До 1998 года мы ориентировались на привлечение иностранных инвестиций с помощью продажи акций отечественных предприятий и добились в этом больших успехов. В Россию пришли десятки миллионов долларов. Однако вскоре стало ясно, что хлынувшие в нашу страну средства - это капитал спекулятивный, он в любой момент может уйти, поэтому связывать с ним свой экономический рост нельзя. Ориентироваться можно только на прямые инвестиции, на вложение денег в то, что делается на нашей земле, когда нанимаются на работу наши люди, размещаются заказы на наших предприятиях. Именно это направление прямых инвестиций и даст реализация соглашения о разделе продукции. Именно это имел в виду Владимир Путин, говоря о том, что ныне существующая ситуация, когда СРП практически стоит на месте, совершенно неприемлема.
- Каково ваше мнение о планах определенных лоббистских сил включить в процесс реализации СРП так называемые уполномоченные государственные нефтяные компании (УГК)?
Так называемые уполномоченные государственные нефтяные компании в своем нынешнем виде нам не нужны. Предложение об участии УГК в каждом проекте СРП и реализации ею государственной доли нефти, которая будет получена по СРП, - это неправильный путь. Государственная доля должна реализовываться на конкурсе: кто даст больше денег государству, гарантирует меньше затрат на доставку нефти до мировых рынков, тот и объявляется победителем.
Весь смысл закона об СРП в том виде, в котором он был принят и существует на сегодняшний день, состоит в том, что инвесторы заключают контракт с государством. Именно поэтому им предоставляется специальный налоговый режим. Как только мы заменяем одну из сторон и ею становится не государство, а некая уполномоченная госкомпания, смысл контракта меняется совершенно. Наличие двух компаний - а помимо "Роснефти", предлагают включить в реализацию СРП еще и "Зарубежнефть" - проблемы не решает. Проектов по СРП у нас десятки, а государственных компаний - только две. Если бы их было два десятка, то можно было бы прогнозировать ситуацию и быть уверенным, что конфликта интересов не случится.
- Почему участие УГК отрицательно скажется на инвестициях в добывающую отрасль?
- Потому что контракт с государством для инвестора означает долгосрочную стабильность работы, финансовых условий, защиту от национализации и т.д. Контракт с любой государственной компанией - это контракт, который заключается между двумя юридическими лицами, а вовсе не с государством, и весь смысл специального налогового режима при СРП фактически просто теряется. Для инвесторов такая схема становится малоинтересной.
Вторая проблема заключается в том, что под такой контракт инвесторам будет трудно собирать деньги. Собственных денег на реализацию крупномасштабных проектов у российских компаний, конечно же, не хватает, нужны привлеченные средства. А при наличии УГК вряд ли получится привлекать средства с Запада или даже получать кредит в российском банке.
- Почему, на ваш взгляд, передача кураторства над СРП от Минтопа Министерству экономического развития и торговли является положительным шагом?
- Передача этого вопроса из ведения Минтопа Министерству экономического развития и торговли фактически означает, что СРП - не отраслевые проекты, а проекты макроэкономические, которые серьезно влияют на всю экономическую ситуацию в стране. Судите сами: если раньше этим вопросом занимался министр энергетики, то теперь СРП будет курировать вице-премьер, который имеет репутацию реформатора, защитника рыночных отношений. Я думаю, что это правильно. Естественно, что на первом этапе будет заметно некоторое торможение решения насущных вопросов по СРП, но это временное явление. Как только в Минэкономразвития будет создан и отлажен соответствующий механизм работы с СРП, реализация этих проектов пойдет значительно быстрее и эффективнее. Я надеюсь, что этот период адаптации будет не очень большим.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников