10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"МОСКВИЧ" ЗАСЕЛ В ЛЕФОРТОВЕ

Тарасов Георгий
Статья «"МОСКВИЧ" ЗАСЕЛ В ЛЕФОРТОВЕ»
из номера 033 за 20 Февраля 2001г.
Опубликовано 01:01 20 Февраля 2001г.
Кредитно-финансовые отношения стары как мир. Тут, кажется, изобретено все, что можно изобрести. Кроме, пожалуй, одного: как заставить должника вовремя и полностью вернуть долг. Много лет назад американский президент Франклин, чей портрет украшает стодолларовую купюру, весьма точно сформулировал эту проблему: "Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники". У должников свои резоны. Именно они, надо полагать, придумали расхожую сентенцию: "Берешь на время и чужие, а отдаешь свои и навсегда".Одна из серьезных причин, из-за которых то и дело пробуксовывают рыночные реформы, - неотлаженность все тех же кредитно-финансовых отношений. Направить их в цивилизованное русло - непростая задача. То и дело у должников возникают соблазны нарушать установленные отечественным законодательством и принятые в мировой практике "правила игры".Об одном таком конфликте и идет речь. Возник он между одним из крупных подразделений Сбербанка России и ОАО "Москвич".

Здесь стоит отметить, что за последние годы Сбербанк среди приоритетных стратегических целей своей деятельности четко обозначил инвестирование в реальный сектор производства, что, безусловно, должно содействовать развитию экономики страны. Так, в принятой банком Концепции развития до 2005 года прямо записано, что долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто намечено довести до 45 процентов. Значительная ресурсная база и капитал Сбербанка позволяют предоставлять крупные и долгосрочные кредиты и инвестиции.
История с кредитованием ОАО "Москвич" - всего лишь эпизод в осуществлении этой политики, но эпизод в каком-то смысле характерный, показывающий, как благие намерения сталкиваются с суровой реальностью. Одним словом, история эта с хорошим началом, запутанным продолжением и неясным исходом.
А началось все в декабре 1999 года и даже раньше, когда известное автомобилестроительное предприятие ОАО "Москвич", всерьез вознамерилось вернуть себе былые позиции. Некогда мощный автозавод, занимавший свою нишу на автомобильном рынке страны, проектная мощность которого оценивается ныне в 100-110 тысяч автомобилей в год, за последнее десятилетие резко сдал. Сам за себя говорит тот факт, что в 1999 году продано 16 тысяч машин.
Следующий, 2000 год, по замыслу руководителей автозавода, должен был стать переломным. Ставка сделана на увеличение количества выпускаемых автомобилей, улучшение их качества, освоение новых модификаций. Но для этого следовало, как минимум, привлечь значительные оборотные средства.
В декабре 1999 года Лефортовское отделение Сбербанка России предоставило ОАО "Москвич" кредитную линию сроком на один год. Как принято в таких случаях, кредиторы провели тщательную предварительную работу, приняв активное участие в подготовке соответствующего бизнес-плана. В нем, кстати, был отражен обоснованный источник возврата заемных средств.
Для обеспечения кредита была оформлена готовая продукция - автомобили. В качестве дополнительного обеспечения по кредиту было принято поручительство генерального дилера завода - ЗАО "Торговый дом "АМИ-тун". Затем, правда, в условия были внесены определенные коррективы. По просьбе заемщика и с учетом тяжелого финансового положения завода, говоря юридическим языком, было принято решение "об освобождении от залогового обременения части заложенного имущества при условии погашения основного долга и процентов на данную сумму и частичном изменении структуры залога". Так, в качестве обеспечения был оформлен залог импортного прессового оборудования и освобождена "от обременения" часть автомобилей. Все эти детали существенны, ибо они свидетельствуют о поиске взаимоприемлемых решений в процессе погашения кредита.
На первых порах обязательства заемщиком худо-бедно выполнялись, хотя уже с первого месяца действия кредита начались задержки по уплате процентов.
Свою неспособность строго выполнять обязательства завод объяснял тем, что в залоге у банка находится большое количество автомобилей. Вот тогда-то и была изменена структура залога, предложен новый график погашения кредита. Основным источником этого должны были стать средства, вырученные от реализации высвобождаемых из-под залога автомобилей. Достигнутые договоренности оформили трехсторонним протоколом, подписанным представителями банка, поручителя и заемщика.
Однако и эти меры не помогли, ОАО "Москвич" нарушил соглашение и к концу ноября минувшего года не вернул основной долг, а в декабре - не смог окончательно погасить кредит, включая проценты за пользование кредитными ресурсами.
Таким образом, и до этого далеко не безоблачные отношения между кредитором и заемщиком вступили в следующую, более напряженную стадию - судебных разбирательств. В Московский арбитражный суд уже поданы соответствующие иски.
ОАО "Москвич" настаивает на пролонгации кредитного договора. Сбербанк в лице Лефортовского отделения, отстаивая свои вполне законные позиции, не идет на это. Типичная ситуация "перетягивания каната". С одной стороны - законное право, с другой - попытка ему не подчиниться, проверить закон на прочность.
Банк считает, что у заемщика нет объективных оснований не выполнять своих обязательств. По имеющимся сведениям, несмотря на всю сложность ситуации, завод способен погасить кредит.
Что же касается общего тяжелого финансового состояния предприятия, то, по мнению банкиров, это прежде всего результат неэффективного менеджмента. В недавнем интервью "Интерфаксу" заместитель генерального директора по сбыту АО Ольга Сергеева признала, что объем продаж автомобилей в минувшем году сократился на 17 процентов. По ее словам, "Москвич" реализовал только 13,3 тыс. автомашин против 16 тыс. в 1999 г. Напомним, что бизнес-планом завода предусматривалось в 2000 году отгрузить без малого 60 тыс. автомобилей и обеспечить довольно высокий объем продаж через дилерскую сеть "Торгового дома "АМИ-тун", имеющего около двухсот филиалов в разных регионах России. Вот так порой расходятся планы и реальность! И вновь завод замахивается на недосягаемые высоты, заявляя, что в нынешнем году намерен продать более 30 тыс. автомобилей различных моделей. И это при том, что предприятие покидают квалифицированные кадры (численность работников сократилась за короткое время с 12 до 5,3 тыс. человек). За последний год с заводом распрощались главный инженер и главный бухгалтер, которые здесь много лет добросовестно трудились и обладали необходимым опытом.
Как сообщалось в печати, в московском городском бюджете на нынешний год средства на поддержку "Москвича" не предусмотрены. Выделяемые ранее средства положительных результатов не дали, и финансовое положение его в последнее время ухудшилось, задолженность перед городом выросла. Ведь передача федерального пакета акций АО, составляющего 54 процента, в муниципальную собственность Москвы до сих пор не состоялась, что должно быть сделано согласно указу президента и постановлению правительства.
Сбербанк работает как с "легкими", так и с "тяжелыми" кредитами, потому что легкой жизни для себя не ищет. Можно привести немало примеров, когда кредиты Сбербанка помогли предприятиям буквально подняться с колен. Случай с "Москвичом", похоже, самый тяжелый. Но Сбербанк рук не опускает, надеется на силу закона.
Есть у финансистов такое понятие - "кредитное сжатие". Оно означает кредитно-денежную политику, направленную на затруднение получения кредита. Обычно такая политика - прерогатива государства, которое по тем или иным причинам хочет снизить совокупный спрос на кредиты путем повышения кредитных ставок.
Кредитная история, о которой мы рассказали выше, совсем другого рода. Здесь под "кредитное сжатие" попал кредитор, на которого давит должник. И если не ослабит это давление, может возникнуть стихийный процесс - эффект домино. Ведь это только так кажется, что в накладе окажется банк. Непогашенный кредит - это одновременно и неполученный кредит для того, кто в нем сегодня, возможно, очень нуждается. Кто следующий?..


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников