НОВЫЕ РУССКИЕ ПРОФИ

Когда генеральный директор РАО "Норильский никель" Александр Хлопонин объявил о своем намерении принять участие в губернаторских выборах на Таймыре, реакция окружающих была однозначной: мол, зачем ему это? Стоит ли человеку со сложившейся карьерой и репутацией пытаться начать все с нуля на совершенно ином поприще?

До недавнего времени в российской региональной политике были представлены несколько групп людей. Во-первых, советская и постсоветская номенклатура. Во-вторых, так называемые "крепкие хозяйственники", "красные директора",- как и первые, плоть от плоти той системы, в которой они выросли и состоялись. Ну еще демократы, романтики с благими намерениями, чьи знания и опыт оставляют желать лучшего. И, наконец, те, кого принято называть криминальными элементами, стремящимися к защите от правосудия и легализации "прихватизированного" ими народного добра.
Выборы последнего времени вывели на политическую арену новый тип людей, которых, вероятно, стоило бы назвать так: новые русские профи.
Новые - потому что их профессиональное и личностное становление совпало с большими переменами в жизни страны. Им не потребовалось ломать устоявшиеся взгляды и прощаться с былыми идеалами, чтобы войти в сегодняшний день России. Русские - потому что их становление прошло в джунглях отечественного капитализма, в уникальном политико-экономическом климате, до крайности суровом и переменчивом. Профи - потому что речь идет о профессионалах бизнеса, высококлассных менеджерах, имеющих за плечами уникальный опыт работы.
В России роль личности всегда была куда важнее, чем роль идеи. Может быть, поэтому, оглядывая пустыню российской экономики с вкрапленными кое-где оазисами относительного благополучия, мы с изумлением видим, что оазисы эти расцветают не благодаря, а скорее, вопреки промышленной политике государства. И если уж говорить о причинах этого расцвета, практически за каждым преодолением кризиса стоит крупная личность менеджера. Мордашев, Бендукидзе, Хлопонин, Алекперов, Дерипаска... Этот ряд можно продолжить. Но наша задача не составить детальный перечень "героев капиталистического труда", а понять суть феномена.
Каждый из них немало сделал не только для своего предприятия, за ними - судьбы тысяч людей, работающих на предприятиях, судьбы регионов. И нет ничего удивительного в том, что именно люди из этой плеяды пошли во власть в начале нового тысячелетия.
Первая реакция общества на это явление была полна смятения: караул, олигархи лезут во власть! Поразмыслив, мы поняли, что олигархи и наемные менеджеры - понятия разные. Первые - владеют собственностью, вторые - управляют ею. У менеджеров - легальный капитал и прочные связи в деловом мире. Им нет нужды воровать, брать взятки - они и так имеют достаточно много, чтобы рисковать своей репутацией. Новый русский профи - тот редкий случай, когда пришедший к власти человек не озабочен обеспечением материального благополучия своей семьи. У него есть уникальная возможность работать в свое удовольствие.
Что движет такими людьми?
Чтобы понять это, надо смириться с тем, что не всегда человеческие поступки сопряжены только с мыслями о деньгах. Есть и другие мотивации: удовлетворение собственных амбиций, желание опробовать новую сферу деятельности, стремление реализовать свой творческий потенциал в конце концов.
На протяжении длительного времени человек строил бизнес. Речь идет не о сомнительных махинациях и перепродажах, а о реальном секторе, где создается некий вполне ощутимый товарный продукт, где заняты сотни тысяч сограждан. Медленно, преодолевая внутреннее и внешнее сопротивление, предприятие поднимается в гору. Это сложный и кропотливый процесс, требующий огромного напряжения сил и интеллекта, нестандартных решений, ибо страна пока далека от стабильности в делах бизнеса, в законодательной базе, в экономических, политических и социальных условиях. Это еще и безумно интересный процесс, когда практически из ничего рождается и начинает жить тонкий и сложный механизм, в котором успешно сосуществуют люди, деньги, идеи и машины...
Но вот вершины достигнуты. Теперь можно говорить о расширении бизнеса, планах дальнейшего развития, долгосрочных стратегиях и т.д. То есть о том, что называется стабильной работой, что, по сути, является рутиной, обыденностью.
Для тех, кто ставил свое дело с нуля, кто знает, что это такое - день за днем видеть все новые плоды своего труда; стабильность равнозначна застою. Психологи утверждают: у человека вырабатывается привычка к преодолению кризисных ситуаций. В условиях "тиши и благодати" его интеллектуальные ресурсы остаются не вполне востребованными, накопленный опыт пропадает зря. Чтобы оставаться самим собой, такому человеку требуется снова и снова начинать с нуля - и побеждать. Для лидера, каковым по духу и взглядам является Александр Хлопонин, - это естественный образ жизни.
Когда он пришел в "Норильский никель", все предприятия, входящие в структуру компании, влачили жалкое существование, а некоторые из них были просто-напросто на грани развала. Работники месяцами не получали заработную плату. Задолженность предприятий перед кредиторами и бюджетом приближалась к полуторагодовой выручке.
За четыре с половиной года Хлопонину удалось коренным образом изменить ситуацию. Сегодня таймырские и кольские предприятия "Норильского никеля" своевременно и в полном объеме платят налоги в бюджет, успешно решают задачи по повышению уровня социальной защищенности своих работников, заработная плата которых одна из самых высоких в отрасли.
Топ-менеджеру Хлопонину и его единомышленникам удалось вывести систему из хаоса и привести ее к состоянию определенности. Вершина, покоренная в Норильске, потребовала от Хлопонина не только умений и навыков принимать верные решения, но прежде всего - большого созидательного начала.
...Что такое регион? Это же не просто территория с таким-то населением и таким-то устройством,а экономическая единица, живущая по более или менее общим законам, схожими с теми, по которым развивается предприятие. И это значит, что в ее составе есть рентабельные и не очень рентабельные составляющие, требующие инвентаризации, санации, а нередко и перепрофилирования, выделения "точек роста" и инвестирования в их развитие. И если подходить к региону как к экономической единице, требующей финансово-промышленного оздоровления (а какой из российских регионов не нуждается в этом?), региону не обойтись без профессионального менеджмента.
Политик видит в управлении регионом плацдарм для дальнейшей карьеры в коридорах власти. Менеджер - экономический потенциал, который требуется реализовать с максимальной эффективностью. Привлечение средств в развитие предприятий региона, создание благоприятной для бизнеса правовой и политической среды, поиск рынков сбыта продукции - этих шагов ждет от руководителя региона бизнес-элита, ибо всесилие экономического гения кончается там, где начинается властный беспредел.
Опыт показал: все эти вопросы невозможно решать сугубо политическими методами. Да и знания экономиста-теоретика порой немногого стоят в условиях реальной жизни, далеких от лабораторных. Здесь необходимы собственный личный опыт руководителя, знание тонких и жестких законов бизнеса, умение оценить рентабельность и важность любого проекта. Опыт создания реального бизнеса в условиях современной России - это тот самый опыт, которого требует сейчас развитие территорий.
Что касается Таймыра, то его потенциал воистину огромен, но, к сожалению, не востребован в полной мере по сей день. Люди, у которых в поговорку вошли слова "ходим по деньгам" (недра округа сказочно богаты), - эти самые люди зачастую пребывают в нищете.
Перед Хлопониным множество нерешенных задач. Сложных. Интересных. И хочется верить, что его созидательный опыт будет на Таймыре востребован в полной мере.