05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"КУРСК" ПОГУБИЛО РАЗГИЛЬДЯЙСТВО,

Ищенко Сергей
Статья «"КУРСК" ПОГУБИЛО РАЗГИЛЬДЯЙСТВО,»
из номера 031 за 20 Февраля 2002г.
Опубликовано 01:01 20 Февраля 2002г.
Следственная бригада Генеральной прокуратуры в доке заполярного поселка Росляково завершила работу на борту поднятой со дна Баренцева моря атомной подводной лодки "Курск". Множество доказательств, собранных в ходе расследования, продолжавшегося с 23 октября минувшего года, убедили генпрокурора Владимира Устинова, что "практически для нас уже нет тайны в том, что произошло в лодке". Обобщенно главную причину катастрофы ракетного крейсера и гибели 118 человек, находившихся на нем в последнем походе, Устинов обозначил жестко и емко - традиционное разгильдяйство.

Собственно, тот факт, что пожар в первом отсеке "Курска" начался после взрыва его собственной учебной торпеды, - давно не тайна. Но вот отчего взорвалась торпеда? Спасительным для командования флота был бы вывод, что всему виной иностранная подводная лодка, следившая за действиями наших кораблей в районе боевой подготовки. Тогда и спросить было бы не с кого, кроме безвестного и безответственного иноземца.
Еще проще обернулось бы дело, если бы нашло хоть малейшее подтверждение предположение, будто "Курск" нарвался на мину времен второй мировой войны, неведомо как прождавшую его больше полувека в глубинах исплаванного вдоль и поперек полигона. И хотя на пресс-конференции в Росляково главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов как заклинание повторил, что правительственная комиссия продолжает рассматривать и эти варианты, вряд ли и сам он верил в то, что говорил. По всему выходит, учебная торпеда 65-76 "Кит", стоящая на вооружении наших подводных лодок уже почти полвека, "рванула сама", и это стало началом весьма скоротечной трагедии, в которой экипаж оказался не в силах спасти ни себя, ни свой корабль. И кому-то за это теперь придется отвечать.
Первый вывод уже сделан. Главком ВМФ сообщил, что такие торпеды в ближайшее время будут сняты с вооружения. А доверие ученых к их конструкции "было неоправданным".
Все дело, очевидно, в маловодной перекиси водорода, содержащейся в двигателе таких торпед. Там же - керосин, используемый в качестве топлива. Одно от другого в торпеде обычно герметично защищено. А соединение ведет "к интенсивному выделению энергии. Температура горения достигает 6000-7000 градусов, т.е. в 3,5-4 раза выше, чем при горении в воздухе. Разумеется, возможности контакта перекиси водорода с керосином должна предшествовать разгерметизация отсеков, их разделяющих". Это строки из доклада руководителя научно-технического центра "Взрывоустойчивость" доктора технических наук, профессора А. Мишуева. Под заголовком "О причинах гибели ПЛ "Курск" (версия)" он был направлен адмиралу Куроедову еще в ноябре 2000 года.
Кстати, обо всем этом давно знали на Западе. Там отказались от торпед подобной конструкции после того, как 16 июня 1955 года одна из них взорвалась на британской подводной лодке "Сайдон". Тогда погибли 13 членов экипажа. Правда, о той аварии стало известно лишь 22 года спустя, когда сведения о ней попали в открытую печать. Нам тогда показалось, видимо, что колокол "Сайдона" звонил не по нам...
Если действительно все дело в разгерметизации отсеков торпеды - почему она произошла? Однозначного ответа нет, однако появились сведения, что при погрузке на корабль ее невзначай ударили о причал.
Впрочем, если бы все дело было только в торпеде... Следственной бригадой выявлены серьезные нарушения и в подготовке "Курска" к походу, и в подготовке тех роковых для него учений Северного флота. Уже после катастрофы, когда погубленный "Курск"лежал на дне, должен был всплыть его аварийный буй, подать сигнал бедствия и помочь побыстрее найти место трагедии. Этого не произошло из-за того, что еще на заводе кто-то забыл снять одно из креплений, которое не дало возможности раскрыться антенне буя. "Кроме того, - сказал Генпрокурор,- в момент отхода корабля от причала не был включен ключ спасательного устройства, поэтому нельзя было ждать, что оно сработает".
Стало понятно, и почему уже после подхода в район катастрофы спасательных судов и кораблей спускаемые подводные аппараты так и не сумели состыковаться с аварийным люком девятого отсека, где находились оставшиеся в живых еще несколько часов члены экипажа. На крышке люка обнаружены сколы, не позволившие создать герметичность "стыковки" и откачать воду над люком. Происхождение этих сколов следователи пока не установили.
Наверняка придется задуматься и о подготовке наших подводников к борьбе за живучесть кораблей в случае аварии. Устинов рассказал, что в кармане погибшего капитан-лейтенанта Аряпова найдена записка другого моряка - Сатиленко. Из нее следует, что укрывшиеся в девятом отсеке уцелевшие в первые часы трагедии члены экипажа из-за дыма и слабого освещения не смогли обнаружить хранившиеся там индивидуальные спасательные средства. Но командиры обязаны были научить их этому даже в полной темноте.
В общем, понятно, что с уроками "Курска" флоту предстоит разбираться еще долго. Ни людей, ни корабль уже не вернешь. Но любую возможность повторения подобного мы обязаны исключить. Только вряд ли удастся это быстро сделать. В минувшее воскресенье в заполярном Гаджиево я разговаривал на эту тему с командиром новейшего атомного подводного ракетного крейсера "Гепард", только что введенного в боевой состав Российского флота. На "Гепарде", первом среди наших кораблей, много эффективных новинок для борьбы с пожаром и спасения моряков. Только все это сделано на основе рекомендаций, выработанных комиссией, расследовавшей гибель в Норвежском море атомной подводной лодки "Комсомолец". Там трагедия, напомню, случилась в 1986 году. Выводов из уроков "Курска" столько ждать мы не имеем права.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников