ПУШКИНУ ПОВЕЗЛО СО ШКОЛОЙ

Что в школе должно быть на первом месте: обучение или воспитание? Как прививать детям патриотизм? Должны ли национальные особенности находить отражение в содержании образования? Сможем ли мы искоренить детскую беспризорность методами "чрезвычайщины"?

Эти и другие актуальные вопросы, без решения которых вряд ли удастся реализовать утвержденную правительством Москвы новую программу "Столичное образование-3", обсуждались на большом городском педагогическом совете. Помимо руководителей и чиновников московской системы образования, директоров школ, ведущих ученых Российской академии образования, в собрании участвовали столичный мэр Юрий Лужков, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин и министр образования РФ Владимир Филиппов.
По данным думского Комитета по образованию и науке, с 1990 по 1998 год финансирование российского образования сократилось в 8 раз. В два последних года ситуация понемногу начала выправляться, но и сейчас школы большинства российских регионов получают в 3 раза меньше бюджетных средств, чем получали в 1989 году.
Москва стала решать проблему "возвращения государства в образование" задолго до того, как об этом заговорил Кремль. Начиная с 1994 года в городе осуществлялись программы "Столичное образование-1" и "Столичное образование-2", "Дети-сироты", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Образование и здоровье" и другие. Московские учителя ни разу, даже в самые трудные времена, не бастовали и не устраивали голодовок, потому что получали (и продолжают получать) так называемые лужковские надбавки к основному заработку. Впрочем, почивать на лаврах руководители столичного образования не собираются. Как сказал мэр столицы, "умение быть недовольными собой - двигатель прогресса".
Новая программа "Модернизация московского образования" ("Столичное образование-3") рассчитана на 2002 - 2004 годы и обойдется городу в 934 миллиона 325 тысяч рублей. Главными принципами столичной программы так же, как и федеральной, являются: доступность, качество и эффективность.
Горячие споры неизменно вызывает вопрос: что должна дать ребенку школа? Одни говорят - как можно больше разносторонних знаний, другие - как можно больше житейских навыков. Третьи повторяют уже ставшую расхожей фразу: "Нужно научить детей учиться"... А вот директор московской школы N 825 Владимир Караковский считает, что знания, умения и навыки - "всего лишь средство, которое подчинено развитию человека".
В образовании, говорили участники городского педсовета, нельзя оторвать обучение от воспитания, это две составляющие единого целого. Так же как нельзя "формировать" чувство патриотизма только на примерах из жизни военных героев или игры в "Зарницу", как это предлагают некоторые педагогические "светила".
Болезненная для общества проблема беспризорности и безнадзорности, которой наконец, с опозданием на десять лет, у нас занялись, имеет не только экономические корни, но и, несомненно, моральные. Решить ее методами "чрезвычайщины" не удастся, понадобятся годы, чтобы сотни тысяч заброшенных, одичавших, озлобленных девчонок и мальчишек стали нормальными людьми. Кстати, за бугор в поисках методов работы с такими детьми можно не ехать - в российской педагогике термин "воспитание" существует очень давно. В нашей стране умели растить гениев. Не с небес же свалились Ломоносов, Толстой, Пушкин... Однажды в американском городе Чикаго ученые решили создать идеальную модель учреждения образования. Заложили данные в компьютер и получили результат: лучшей школой всех времен и народов оказался Царскосельский лицей.