Между прочим, проект "Москва-Сити" в отличие от некоторых других грандиозных столичных строек возник под влиянием общественности. У него почти не было противников. "Исторический центр города начал задыхаться от транспорта, людских потоков, количества офисов, - вспоминает депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. - Старая Москва с ее историческими памятниками уже не могла выдержать нагрузок деловой и транспортной активности, и стало ясно: если мы хотим сохранить родной город, то нужно вывести значительную часть "деловой жизни" из центра столицы". Так возникла идея создать новый, второй центр Москвы, которому и было дано название "Москва-Сити", а вскоре найдено удобное место. В трех километрах от Кремля, но уже за пределами Садового кольца, 200 гектаров в районе Красной Пресни, на которых до тех пор находились пустыри, свалки и четыре десятка морально устаревших предприятий.
В новый деловой центр столицы в перспективе переедет не менее 150 тысяч офисов, а освободившаяся историческая часть города, как задумано, перестанет быть суматошной, превратится в центр туризма и отдыха. Сотни тысяч автомобилей перестанут пересекать пределы Садового кольца, и оптимисты утверждают даже, что с воплощением проекта "Москва-Сити" (и третьего транспортного кольца) в историческом центре города не станет автомобильных пробок.
Увы, разящий удар по проекту "Москва-Сити" нанес кризис 1998 года. Ведь строительство велось в основном за счет инвестиций (общая стоимость проекта оценивается в 11 миллиардов долларов), но в тот год многие инвесторы отвернулись от России... И пусть столичные власти никогда не нарушали своих обязательств перед партнерами, сказалось недоверие к стране в целом - вернуть инвестора оказалось непросто. В этом отношении указ Лужкова о переезде городских властей в "Сити" оказался очень своевременным - он придал значимости этой стройке, "встряхнул" деловых партнеров. Кроме того, как сообщил "Труду" заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе, те площади, которые освободятся при переезде городских чиновников в "Москву-Сити", будут сдаваться в аренду, а выручка пойдет опять же на строительство делового центра.
Теперь о "долгострое". На самом деле вопреки кризису за это десятилетие проведена колоссальная работа: с территории вывели все предприятия, вывезли более миллиона (!) кубометров мусора, провели полную очистку грунта, который был буквально пропитан нефтехимией. Уже полностью построены подземные коммуникации - от коллекторов канализации до электрических и оптико-волоконных кабелей, проведены транспортные артерии. Как рассказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, район "Москва-Сити" станет первым в истории столицы, в который метро не опоздает. Две станции - "Москва-Сити" и "Международная" заработают в тот же день, когда откроется центральное ядро делового центра.
Итак, в начале 2004 года будет сдана первая очередь нового делового центра. Помимо метро, подземных автостоянок, офисных площадей, здесь будут две площади для гуляний. Одна - наземная, другая - под землей, но обе рассчитаны на то, чтобы вместить по миллиону отдыхающих. Здесь же разместится один из крупнейших в Европе физкультурных центров с аквапарком, рассчитанным на 10 тысяч купающихся. "Мы не хотим, чтобы после рабочего дня "Москва-Сити" вымирал, как это происходит в некоторых деловых кварталах. Вечером здесь должна идти культурная жизнь, проводиться зрелищные мероприятия, - отметил Иосиф Орджоникидзе. - Поэтому в "Сити" будут и кинозалы, и театры. Например, рассматривается вопрос о строительстве в деловом центре театра Аллы Пугачевой".