ОБВИНЕНИЕ ОБВИНИТЕЛЕЙ

"Истина на моей стороне, и поэтому я чувствую себя моральным победителем", - заявил бывший югославский президент Слободан Милошевич, завершая свою трехдневную речь на процессе в Гааге. В своем выступлении он использовал отчасти те же методы, что и сторона обвинения.

По его просьбе были продемонстрированы видеофильмы, смонтированные из отрывков репортажей югославских и западных телекомпаний. Выступающие в них журналисты говорили о произошедших в последнее десятилетие на Балканах событиях абсолютно с других позиций, нежели это представили прокуроры Международного трибунала для бывшей Югославии.
Были показаны кадры, на которых международные эксперты, занимавшиеся расследованием гибели 45 косовских албанцев у селения Рачак, сомневаются в том, что убитые были гражданскими лицами, а не бойцами Армии освобождения Косово. Именно случай в Рачаке послужил НАТО формальным поводом к началу бомбардировок Югославии в марте 1999 года.
Милошевичем были предъявлены суду снимки мирных югославских граждан, убитых в результате налетов натовской авиации. Он особо подчеркнул, что НАТО применяло смертоносные кассетные бомбы, уничтожающие все живое на больших площадях. По словам бывшего югославского президента, в мае 1999 года разведкой армии Югославии были перехвачены переговоры бомбивших Косово натовских пилотов с наземным командным центром. В ответ на сообщение летчиков о том, что предписанная им цель - это колонна сельскохозяйственных тракторов с мирным населением, последовал приказ о продолжении выполнения задания.
Отвечая на обвинения главного прокурора трибунала Карлы дель Понте в активном участии в войне в Хорватии и Боснии, Милошевич заявил, что именно Запад повинен в разрастании межнациональной розни среди народов бывшей Югославии и последующем ее распаде. Цели западной стратегии были очевидны: "через межэтнический конфликт добиться полного контроля над политическими и экономическими ресурсами" этого балканского государства. Аналогичные методы использовались, по словам Милошевича, и в Чехословакии, и в Советском Союзе.
В Югославии процесс над бывшим президентом привлекает к себе внимание значительного числа граждан. Последние опросы показывают, что не менее 60 процентов населения внимательнейшим образом следят за развитием событий в зале суда.
Свое огорчение вступительной речью команды прокуроров высказал президент Югославии Воислав Коштуница. Он заявил собравшимся журналистам, что в зале суда в Гааге прозвучало слишком много политических заявлений, поверхностных суждений и отрывочных фактов из новейшей югославской истории. По его словам, в Гааге фактически переписывают заново последние ее страницы, и Югославия как государство не должна стоять в стороне от происходящего. Главный прокурор Карла дель Понте в своем вступительном слове подчеркнула, что обвиняет не весь сербский народ, а лично Милошевича. Однако затем, сравнив события, предшествующие началу первой мировой войны, с событиями последнего десятилетия, она фактически опровергла собственные утверждения. Как считает Коштуница, Югославия должна активным образом участвовать в суде, но не в смысле защиты Милошевича, а защищая себя и собственные интересы.
Между тем на процессе появился первый свидетель обвинения. Махмут Бакали, албанец по национальности, до 1981 года возглавлявший косовский комитет Союза коммунистов Югославии, рассказал о событиях, происходивших в крае в 80-х, 90-х годах прошлого века. По его мнению, акции, проводившиеся под руководством Милошевича в Косово, можно назвать "политикой выжженной земли". Действия Сербии в этой южной провинции он почему-то охарактеризовал как апартеид, видимо, позабыв, что означает этот термин.
Как считает правовой советник Слободана Милошевича белградский адвокат Зденко Томанович, в своем выступлении Бакали выглядел довольно бледно. С такой оценкой согласны и некоторые аналитики в Белграде. Надежды прокуроров на то, что "независимый интеллектуал и депутат косовского парламента", как представился албанец, действительно сможет представить суду реальные доказательства вины Милошевича, весьма призрачны. Более того, в настоящее время Махмут Бакали состоит активным членом албанской партии Альянса за будущее Косово, чей лидер Рамуш Харадинай и сам может оказаться в Гааге за преступления, совершенные над неалбанским населением края.