ОСНОВНОЙ РЕСУРС

Избирательная кампания по выборам президента как-то оставляет в тени региональные выборы. Между тем 14 марта пройдут выборы глав исполнительной власти в десяти субъектах Российской Федерации, а в шести - в местные законодательные органы. Вряд ли стоит доказывать, что для жителей регионов их результат имеет первостепенное значение. Социальное самочувствие людей и их гражданская активность - сообщающиеся сосуды. Так уж устроен человек, что он руководствуется прежде всего реалиями, с которыми сталкивается у себя дома, в родном городе, поселке, селе.

С легкой руки некоторых политтехнологов в массовое сознание внедряется мысль, что чуть ли не единственным решающим фактором в избирательном процессе становится административный ресурс. Мол, тот, кто в руководящем кресле, тот и на коне. А конного пешему не догнать. Посему переизбраться, скажем, действующему губернатору на следующий срок - дело техники. Политической, разумеется. Однако избирательная практика последнего времени показывает, что очень часто административный ресурс не срабатывает, особенно когда за ним нет ничего другого.
Президент России Владимир Путин в недавнем выступлении перед своими доверенными лицами обозначил как важную цель власти любого уровня - улучшение качества жизни граждан. Именно качество жизни начинает влиять на количество голосов избирателей, поданых за или против того или иного кандидата. Чем дальше, тем больше этот мотив выходит на первый план и определяет предпочтения электората. Такая тенденция проявляется прежде всего на выборах местной власти, когда избиратели, по сути, впрямую должны ответить на вопросы: устраивает ли их, как обстоят дела в регионах, в какую сторону - лучшую или худшую - меняется их бытие?
Обратимся к примерам. Возьмем Алтайский край, где 14 марта должны состояться выборы главы администрации, а также депутатов в краевой орган представительной власти. Этот субъект Федерации, кстати сказать, географически расположен в срединной части страны. А как обстоят дела с его экономическим местоположением? Как рядовой житель края должен сегодня ощущать на себе это пресловутое качество жизни? Официальные данные Министерства экономического развития и торговли РФ сообщают на этот счет мало утешительного и не дают основания отнести край даже к экономическим середнякам. Судите сами: среди 89 субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития Алтайский край занимает лишь 78-е место. Стоимость "потребительской корзины" составляет здесь 2915 рублей на одного человека в месяц. А среднемесячная номинальная начисленная (не выплаченная, а только начисленная) зарплата - 2804,5 рубля. Понятно, такой зарплаты не всегда хватает, чтобы элементарно сводить концы с концами. Ведь динамика роста цен на товары и услуги здесь тоже опережает среднестатистические общероссийские показатели. Между тем долги по зарплате в крае уже составляют 883,6 миллиона рублей - это второй в Сибирском федеральном округе показатель после Красноярского края.
Больше половины населения края имеет доходы ниже прожиточного минимума (он установлен на уровне 1760 рублей). И ситуация продолжает ухудшаться. По данным Минэкономразвития, в 2000 году ниже "черты бедности" находилось 43,3 процента жителей, а в 2002-м доля бедняков выросла еще почти на 10 процентов. В то время как в стране наблюдается обратный процесс. При всем этом зарплаты - и без того невеликие - задерживаются.
Столь же неважно обстоят дела и на рынке труда. Если в 2001 году на 1 237 тысяч человек трудоспособного населения приходилось 122,4 тысячи безработных, то в 2003-м их насчитывалось уже 139,3 тысячи. Удивляться этому не приходится: число рабочих мест напрямую связано с количеством денежных средств, которые предприниматели вкладывают в производство. Как можно убедиться, не очень-то и вкладывают.
В конце прошлого года журнал "Эксперт" опубликовал результаты исследования российских регионов на предмет инвестиционной привлекательности. Специалисты пришли к выводу, что, несмотря на довольно высокий инвестиционный потенциал (27-е место), Алтайский край все еще остается непривлекательным для инвестиций (61-е место в общероссийском рейтинге). Возможно, потому, что по надежности вложений он в последние годы сдает позиции, повышая свой ранг инвестиционного риска. Вкладывать деньги в экономику края стало опаснее. Эксперты журнала поставили Алтайский край аж на 75-е (!) место в перечне регионов по показателю эффективности работы госаппарата, отвечающего за привлечение инвестиций.
Любопытна динамика привлечения в Алтайский край иностранных средств. Они снизились с 45,8 млн. долларов в 1996 году до менее одного миллиона в 2002 г., а в первом полугодии минувшего года составили всего 182 тыс. долларов. Не потому ли краевая администрация открыла собственное представительство на Кипре, которое призвано завлекать иностранцев на Алтай? К сожалению, это пока получается плохо.
Понятное дело, сухие, пусть даже и красноречивые, цифры вряд ли позволяют составить полное представление об экономической ситуации в регионе. Но они тем не менее дают пищу для анализа и выявления тенденций, особенно в такой ответственный выборный период. Нынешнему губернатору Александру Сурикову, думается, будет непросто убедить своих избирателей, что перечисленные выше негативные факторы по крайней мере не очень выбиваются из общероссийского ряда. Ведь в стране в целом ситуация выглядит не в пример лучше.
Заметим, однако, что избирательная кампания проходит в крае без особых скандалов. И сам по себе это, согласитесь, положительный момент. Значит, люди будут иметь возможность судить о достоинствах конкурентов не по количеству брошенных друг другу обвинений, а по реальному состоянию дел и намерению изменить их к лучшему. По этому самому качеству жизни, конкретному для каждого региона, каждой семьи, каждого человека.