ЕЗДА НА "КРАСНЫЙ"

Действующие правила дорожного движения в Чехии в основном отвечают принятым во всем мире стандартам. Однако создать оптимальную систему контроля за их соблюдением не удается по сей день. Как сделать ее и демократичной, и эффективной.Как, подняв роль инспектора, оградить водителя от произвола и мздоимства?

Шараханья в ту или в другую сторону лихорадят общество вот уже десять лет. Тем временем уровень аварийности не снижается. В пересчете на душу населения и на километр дорог он скоро побьет европейские рекорды.
Преуспевающая молодежь от бизнеса без опыта вождения, но с высоким самомнением села за баранку дорогих марок. Они руководствуются своими правилами, которые остроумно представлены в последнем номере чешского издания "Ридерс дайджест":
- На зажегшийся красный свет перекресток должны с большой скоростью проскочить несколько машин, имеющих безусловный приоритет перед теми, кто собрался ехать на зеленый.
- При перестроении из одного ряда в другой запрещено пользоваться указателями поворота.
- В городе скорость должна быть не менее 60, а на шоссе не менее 100 километров в час.
- Если при обгоне водитель видит водителя встречной машины, его надо согнать на обочину включением дальнего света.
- Если перед вами образовалась колонна, следует объехать ее по встречной полосе и воткнуться в дырку, которую другие водители оставили именно для вас, а вовсе не для того, чтобы соблюсти дистанцию безопасности.
- Водители дорогих автомобилей обязаны обогнать более дешевые.
Смех смехом, а недисциплинированность водителей наряду с возросшими объемами цилиндров и скоростями создают реальные проблемы. Но более всего тревожит тот факт, что среди виновников ДТП неизменно растет число водителей "под мухой".
Все эти озабоченности отражает опубликованный текст законопроекта, которым власти хотят решить проблемы уличного движения. По словам министра транспорта, новый закон призван "вернуть господство правопорядка на чешские дороги". В поддержку этой инициативы высказались и многие депутаты от главной оппозиционной партии гражданских демократов. Шоферские профсоюзы и союз автомобилистов-любителей называют законопроект не иначе, как "кнутом для водителей".
Ужесточение наказаний предусмотрено по многим направлениям. Во-первых, вводится уже принятая в ряде стран Европы очковая система. За непристегнутый ремень начисляется 2 очка, за пользование мобильником - 4, а за езду в состоянии опьянения - 7. Набравший 12 очков лишается прав на год, а потом должен снова пройти автошколу и сдать экзамен.
Но это не все. Одновременно вздуваются до невероятных размеров штрафы. Виновник серьезной аварии, когда кто-то ранен, а также пьяный водитель заплатят от 20 до 50 тысяч крон (примерно то же в рублях) и лишатся прав на срок от года до двух лет. Изымать водительское удостоверение, как и в старые времена, теперь будет инспектор прямо на месте. Он же может поставить "башмак" на колесо машины штрафника.
Большинство участников развернувшейся дискуссии признают, что страх перед суровым наказанием может добавить порядка на улицах и дорогах. Однако есть опасность того, что ретивые гаишники в погоне за планом штрафования и очкования установят режим террора, нетерпимый в обществе, считающем себя демократическим.
К утешению автомобилистов, за год хорошего поведения с их штрафного счета списывается 2 очка. Не мало ли? Ведь получается, что за пару слов по телефону надо отмываться двумя годами вождения без единого нарушения. А если, не дай Бог, один раз забудешь пристегнуться или припаркуешься на чьей-то блатной стоянке - а таковых в Праге больше, чем нормальных, - прощай всякое прощение.