09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСЕЙ ГОВОРУХО: СПЕКТАКЛИ СТАВЛЮ НЕ РАДИ ДЕНЕГ

Крон Сергей
Опубликовано 01:01 20 Февраля 2004г.
Уже седьмой сезон Алексей Говорухо возглавляет Новгородский театр имени Федора Достоевского. До этого он был главным режиссером столичного театра имени Пушкина, ставил спектакли в "Маяковке", театре имени Гоголя. В прошлом сезоне о его спектаклях - "Разбойники" и "Недосягаемая" - говорила вся Москва, но и после этого он не подумал вернуться в столицу. Почему? Обо всем этом мы беседуем с режиссером, получившим недавно звание заслуженного деятеля искусств.

- Алексей Яковлевич, поскольку вы ставите спектакли в Москве и одновременно руководите театром в провинции, то наверняка знаете, в чем разница между столичными коллективами и периферийными.
- Я всегда опасаюсь сравнивать. Не потому что боюсь кого-то обидеть, но те же провинциальные коллективы тоже бывают разными, несмотря на сходные условия работы. Скажем, если наш академический новгородский театр, которому в 2003 году исполнилось 150 лет, может ставить такие сложные произведения, как "Волки и овцы" Островского, "Дядюшкин сон" Достоевского, "Кин IV" Горина, то он, выходит, не такой уж слабый. Другое дело, что достается нам это большой кровью. Если для нас 50 - 70 тысяч рублей на оформление спектакля - большие деньги, то для Москвы - это чепуха, копейки. Тем не менее мы стараемся не снижать художественную планку, каждый год участвуем в фестивале Достоевского в Старой Руссе, а в 2002 году привозили на гастроли в Малый театр спектакль "Красавец мужчина" по Островскому, и никто нам не сказал, что наше искусство провинциальное. И все-таки мы не можем похвастаться наличием звезд, их "производят" в столице.
-Но ведь хороший спектакль определяет не только наличие звезд, а слаженный актерский ансамбль, и тому мы знаем примеры. Театр Петра Фоменко выдвинулся в лидеры не за счет своих звезд, а благодаря умению режиссера и артистов создать изумительную ансамблевость. Я понимаю, вам не хочется обижать своих коллег, мне же кажется, что многие провинциальные театры грешат по части вкуса, культуры им не хватает.
- Конечно, "среда заедает", как говаривал Чехов. Будь у моего театра деньги, я бы каждый год вывозил свой коллектив на международные фестивали, чтобы артисты набирались там уму-разуму, тянулись к высшим образцам.
- А кто вам мешает находить спонсоров для этих поездок, налаживать зарубежные связи, как, например, это делает ярославский театр?
- Я много слышал о зарубежных гастролях этого коллектива, завидую им, но этим надо заниматься постоянно. Мне же дай Бог успеть выпустить семь спектаклей в сезон - своих и чужих. Ведь режиссеры едут к нам на постановки неохотно из-за маленьких гонораров (в лучшем случае мы можем предложить всего тысячу долларов), поэтому выбирать не приходится и надо кое-что за них доделывать. Нет, я не жалуюсь, но на все это нужно время, которого катастрофически не хватает. Вы правы, низкий уровень культуры в провинции сказывается на художественном уровне театра, здесь нам трудно конкурировать со столицей. К тому же в Москве существует жесткая соревновательная система как между коллективами, так и между артистами. В провинции этого нет. В каждом театре есть пятерка ведущих артистов, плавно переходящая из одного спектакля в другой. У них нет соперников, поэтому в какой-то момент они успокаиваются, останавливаются в своем росте. Но попробуйте не дать им главную роль, они почувствуют себя глубоко оскорбленными, и все амбиции сразу вылезут наружу.
- И как же при таких актерских амбициях в новгородской труппе вас до сих пор "не съели"?
- Наверное, актерам пока интересно со мной, но, как только интерес пропадет, тут же будет организована "группа захвата".
- Насколько скромное существование театра мешает воплощению ваших творческих планов?
- В какой-то степени мешает, но свои замыслы я могу реализовывать только в Новгороде. К примеру, я не знаю, когда бы смог поставить в Москве "Горе от ума", а в новгородском театре - пожалуйста. Хотя на подготовку спектакля ушло три года. Вы даже не представляете себе, сколько исторических материалов я "нарыл" в связи с пьесой Грибоедова. Естественно, этот спектакль дорог мне и нам его не стыдно показывать даже в Москве.
- Это при том, что за постановки вы получаете гроши.
- Не сочтите за кокетство, но я никогда не ставлю спектакли ради денег, хотя, конечно, в них нуждаюсь. Я думаю только в провинции и сохранились альтруисты - худруки, готовые за сто долларов тянуть на себе весь театр. Когда у меня спрашивают, сколько я получаю, мне стыдно говорить правду. И все-таки не это главное, главное - видеть свои работы на сцене и получать отклик из зрительного зала.
- Недавно председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин провел в разных городах совещания по поводу будущего репертуарных театров в условиях рыночной экономики при возможном ограничении государственных дотаций. Мне кажется, делается это неспроста, то есть заранее готовится почва, чтобы потом объявить: какие театры будут получать дотацию, а какие нет. На ваш взгляд - русская культура много потеряет, если на периферии исчезнут театры?
- Это будет катастрофа для провинциальной культуры. Допустим, наш театр не станет получать от Министерства культуры деньги на зарплату. Первое, что мы сделаем, это будем сдавать в аренду не часть своего помещения, как сейчас, а все здание, оставляя за собой право выступать на сцене хотя бы два раза в неделю. Таким образом, артисты начнут деквалифицироваться, поскольку мало будут играть, а спектакли станут быстро "рассыпаться". Постепенно зрители утратят к нам интерес, и театр умрет сам собой, а все мы превратимся в бродячую труппу.
- Но будем надеяться на лучшее. А как сегодня живут молодые актеры на периферии?
- Сейчас у нас они получают по полторы, две тысячи рублей, но этих актеров мало. Дело в том, что выпускники столичных вузов, приехавшие учиться из Вологды, Пскова, Белгорода, не возвращаются обратно, все они оседают в Москве и Питере. Поэтому мы вынуждены брать тех, кто заканчивает местные культпросветучилища, доучиваем их в театре. Кстати, дела с молодыми режиссерами обстоят не лучше, а в чем-то хуже. Раньше они по распределению Министерства культуры ехали в провинциальные театры и ставили там свои дипломные спектакли. Теперь этого нет, ставь где хочешь, договаривайся с кем хочешь. Но ведь не каждый директор театра согласится брать "кота в мешке"... В итоге не все молодые люди, заканчивающие режиссерские отделения, получают дипломы.
- И тем не менее пока вы выкручиваетесь. Более того, когда я посмотрела репертуар новгородского театра, то была удивлена большим количеством спектаклей, поставленным по классике. Неужели ваши зрители настолько подготовлены?
- Своего зрителя воспитывает театр. Конечно, это дело непростое. Но если поставить перед собой цель и последовательно идти к ней, то, в конце концов, желаемого результата добьешься.
Всю свою жизнь я ставил классику, поэтому, придя в новгородский театр, начал выстраивать репертуар с этим уклоном. Поначалу я не слишком-то нагружал зрителей сложными метафорами, образами, старался увлечь их интересным сюжетом, необычными характерами, ну а потом, когда они уже попались в наши сети и пошли за нами, мы потихоньку стали усложнять театральный "язык". И вот результат налицо: на каждой премьере по классическим произведениям - аншлаг.
- Из всего вами сказанного я поняла, что вы человек самостоятельный и настырный. Это так?
- Вы правильно подметили, но при этом я еще не терплю диктата, очень ценю свободу. Могу мириться с какими угодно неудобствами, только бы меня никто не ограничивал в моем выборе и не указывал, как надо жить. И в этом смысле Новгород для меня - просто находка.
Беседу вела


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников