11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОДИНОКИЙ ПОЛЕТ "КУКУШКИ"

Труд - Интерфакс
Статья «ОДИНОКИЙ ПОЛЕТ "КУКУШКИ"»
из номера 032 за 20 Февраля 2004г.
Опубликовано 01:01 20 Февраля 2004г.
"Чудеса, да и только!" - хочется воскликнуть, ознакомившись со списком произведений, допущенных на соискание Государственной премии России 2003 года в области киноискусства.

Во-первых, список этот удивляет своей запредельной скудостью: в нем всего три позиции. Это неизвестный широкой общественности цикл документальных фильмов "Ярость и мольба", "Клеймо на скале", "Завещание", "Финиш на старте", "Кайсын", созданный режиссерами из Кабардино-Балкарии А. Аттаевым и Г. Гудиевым. Это камерная документальная телевизионная картина Алексея Погребного "Извините, что живу", представленная Кировской гостелерадиокомпанией "Вятка". И нашумевший игровой фильм "Кукушка" в постановке питерского режиссера Александра Рогожкина. Все. На этом достижения отечественного кино по версии высокой комиссии заканчиваются. Хотя в разделе "Изобразительное искусство" фигурируют 12 названий, в разделе "Театральное искусство" - десять. Как будто здесь дела идут намного лучше, чем в кино. Но вряд ли это так. Думаю, что даже совсем не так...
Достаточно слегка поднапрячь память, чтобы вспомнить: 2002 год, которым датирован выход на экраны "Кукушки", был после затяжного кризиса в кино необычайно щедр на удачи. Например, на фестивале "Кинотавр", а следом за тем в Торонто и Монреале триумфально прогремела "Война" Алексея Балабанова, в Венеции пожинал лавры "Дом дураков" Андрея Кончаловского, в Сан-Себастьяне собирал награды "Любовник" Валерия Тодоровского, в Сочи и Котбусе удачно обольщал зрителей "Змей" Алексея Мурадова, "Письма Эльзы" Игоря Масленникова тронули сердца членов жюри в Дели, до самого Канна доплыл "Русский ковчег" Александра Сокурова, наконец, в Карловых Варах и Шанхае ярко просияла "Звезда" Николая Лебедева... Почему хотя бы некоторых из этих лент, прославлявших российское искусство за рубежами нашей Отчизны, нет в списке соискателей?
Впрочем, написал это и тут же с удивлением осознал, что фильм Николая Лебедева уже, оказывается, получил Государственную премию - еще в прошлом году. Вот так номер: "Звезда" и "Кукушка", появившиеся на экране с интервалом всего в месяц (одна вышла в мае, накануне Дня Победы, другая в июне с успехом представляла российское искусство на Московском международном кинофестивале), стараниями неких стратегов от культуры оказались искусственно разведены в списках соискателей премии по разным годам. В прошлом году на предварительно "зачищенном" поле в отсутствие реальной конкуренции Госпремию гарантированно получила "Звезда", в этом году ее, стало быть, гарантировано получит "Кукушка". О какой состязательности, а следовательно, о каком весе премии может в этой ситуации идти речь?
Хочу быть правильно понятым: мне искренне нравятся фильмы "Звезда" и "Кукушка", я много и вполне уважительно писал о них на страницах "Труда". Тем не менее эти ленты несут разные тенденции в освоении военной темы, некогда главной для нашего искусства, а затем, увы, подзабытой. "Звезда" старательно, местами вдохновенно воскрешает поэтику советского героико-патриотического фильма. "Кукушка" несет, скорее, актуальное сегодня антивоенное, пацифистское начало. Не значащиеся в списках ни в прошлом, ни в этом году "Дом дураков" и "Война" полемично заостряют взгляд общества на кровоточащую реальность уже нынешней войны - нескончаемой чеченской кампании. Вот бы "столкнуть" эти разные ленты в одном контексте, устроить дискуссию "о войне и мире", о путях и перепутьях военной темы в нашем искусстве, поддержать то направление, которое государство (на то она и Государственная премия) считает для себя приоритетным. Нет, предпочли "чеченские" ленты не заметить вовсе, две другие картины, в известном смысле противостоящие друг другу, - развести по разным годам.
Описанная выше ситуация, помимо всего прочего, создаст ненужную толчею в списке Госпремий на следующий год. Ведь "Кукушка", произведенная в 2002 году, заняла в списке, как ни крути, место фильма из 2003 года, опять-таки довольно богатого на удачи. На встрече президента России Владимира Путина с мастерами "Мосфильма" министр культуры Михаил Швыдкой с гордостью доложил, что российское кино завоевало в 2003 году порядка 40 премий на международных кинофестивалях, в том числе "Золотого Льва" в Венеции за фильм Андрея Звягинцева "Возвращение". Есть надежда, что начавшийся 2004 год сложится для "десятой музы" тоже удачно, ведь нынче в производстве находится порядка ста только игровых лент - это беспрецедентная цифра для российского кино. И вот лучшие фильмы за два года придется "утрамбовывать" в один список, если Госпремия впредь надеется поспевать за жизнью, за стремительной художественной практикой.
Но, похоже, подобной цели в комиссии по премиям себе не ставят. Изучая другие разделы нынешнего списка, такие, например, как "Музыкальное искусство", "Архитектура", "Просветительская деятельность", отчетливо видишь, что какие-то деятели культуры выдвинуты за конкретные и действительно удачные произведения последних лет, другие попали в них, как говорится, по совокупности полузабытых заслуг, третьи оказались в списках вообще непонятно за что и почему. Все это вместе взятое мешает общественности относиться к Государственной премии серьезно и уважительно - как она того заслуживает по своему изначально высокому статусу.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников