ШЕЛ, УПАЛ... ОЧНУЛСЯ - В СУД!

Судиться с крупной корпорацией в отечественной судебной инстанции - дело гиблое. С одной стороны, растет число исков граждан к торговым сетям. С другой стороны, поговорку "с богатым не судись" никто не отменял. Даже маститые юристы признают, что у потребительских исков в России только две судьбы: или отлуп, или шиш с маком. То есть шанс выиграть в суде все-таки имеется, но даже в этом случае истцу Фемида отвесит ровно на молочишко. То есть смехотворную для корпорации-ответчика сумму.

Примеры? В прошлом году гражданка Наталья Кашуба выиграла в Химкинском горсуде иск к российскому подразделению компании "Coca-Cola": отравившейся некачественным напитком женщине присудили аж 3133 рубля! А вот ошпарившаяся горячим кофе в московском "Макдоналдсе" Ольга Кузнецова после двухлетней тяжбы так и махнула рукой на свой первоначальный иск в 900 тысяч рублей. К слову сказать, такой же пострадавшей американской старушке "Макдоналдс" отдал по суду несколько миллионов долларов. Да что там американцы - даже украинец Сергей Коваленко в прошлом году сумел добиться от незалежной Фемиды 44 миллиона долларов по иску к концерну "Volvo". Украинский истец остался инвалидом в результате аварии, в которой на новеньком шведском авто не сработали подушки безопасности.
А у нас москвич Андрей Дмитриевич Мартынов, который целый месяц провалялся на больничной койке с черепно-мозговой травмой после падения на него рекламного щита в гипермаркете "Ашан", получил с торговцев по решению Красногорского суда в марте 2006 года чуть больше 100 тысяч рублей. Деньги вроде бы немалые, но едва покрыли расходы на стационарное лечение. Про последующую реабилитацию, про потерю в заработке, а тем более про моральные издержки никто и не вспомнил.
Подытоживая эту арифметику, хочется задаться вопросом: а, может, существует какая-то административная установка судам: крупный бизнес по искам мелких граждан не напрягать? Признаюсь, ответ на этот волнующий многих вопрос я не смог получить, даже пройдя все этапы судебного процесса по своему иску к сети крупных столичных супермаркетов.
История вышла драматическая. По недосмотру продавцов моя 11-летняя дочь имела несчастье угодить под упавшую лестницу- стремянку, с помощью которой в магазине раскладывали товар на многоярусных полках. Дело кончилось отделением травматологии в детской больнице и швами на затылке. Менеджмент свою ответственность признать отказался. Пришлось идти на принцип: ведь где гарантия, что лестница не покалечит кого-то еще?
От процесса в первой судебной инстанции, где разбирался иск в защиту интересов несовершеннолетней дочери, у меня осталось ощущение собственной вины. Еще бы парочка заседаний - и консилиум корпоративных адвокатов гипермаркета убедил судью присудить нам с дочерью штраф за порчу злополучной стремянки. Выяснилось, что можно размахивать пачкой собранных справок, но ничего при этом не добиться. Хорошо еще, что вразумил советом приятель-политтехнолог:
- Ты же судишься с международной корпорацией, мил человек! Значит, должен дать им почувствовать, что и ты сам - тоже корпорация, еще более могущественная. Клин вышибают только клином!..
Сказано - сделано. Так и появилась с легкой руки приятеля общественная организация - Общество пострадавших от сети тех самых гипермаркетов, где травмировали мою дочь. Оказалось, что покалеченных, ушибленных, обманутых и просто оскорбленных в торговой сети граждан набирается немало, и они готовы заявить о себе в полный голос. Заинтересовавшийся проблемой депутат Госдумы направил запросы прокурору и главе Роспотребнадзора Онищенко с просьбой разобраться в ситуации. Набирая обороты, закрутилась машина прокурорского надзора. Пошли комиссии с проверками санитарного состояния, рефреном отозвались печатные, электронные и виртуальные СМИ.
Весть о новом Обществе пострадавших от сети гипермаркетов долетела и до Запада. Французская газета "Либерасьон" опубликовала статью, в которой всерьез задалась вопросом, кто может стоять за этим необычным Обществом пострадавших потребителей - конкуренты из числа олигархов или же сама российская власть? Нагрянуло и французское телевидение (должен сказать, что сеть вступивших со мной в судебный процесс гипермаркетов имеет французское происхождение. - Д.С.). В камеру пришлось говорить с соблюдением политкорректности: мол, и "Нормандию - Неман" помним, и за Зидана переживали, но дружба - дружбой, а в защите потребительских прав за ценой не постоим.
На этом фоне прения продолжились уже в другой инстанции. В отличие от прежнего служителя Фемиды новый судья с большим вниманием изучил резолюции контролирующих органов о многочисленных нарушениях правил торговли и санитарного режима в сети гипермаркетов. От заседания к заседанию становилось все более заметно, что непробиваемая прежде адвокатская рать ответчика дрогнула и уже готова отступить. Довершила разгром противника на судебном поле юрист Московского областного общества защиты прав потребителей Елена Грачева. Многомесячная эпопея с поиском справедливости завершилась вердиктом о выплате в пользу моей дочери всех положенных материальных компенсаций.
Конечно, дело не в деньгах, а в принципе. Тем не менее любопытствующим могу сказать, что сумма компенсации составила примерно тысячу долларов. Судья, конечно, не знал, что в эту цену ведь вошло много разных составляющих, включая "огневую поддержку" нашего судебного фронта. Меж тем наступление отмобилизованных армий продолжалось уже и помимо моей воли после вступившего в силу судебного решения. Вызвавший меня сотрудник правоохранительных органов нервно курил, глядя на прокурорское предписание довести до конца возбужденное уголовное дело в отношении ответственных лиц гипермаркета:
- Раз уж выиграли суд, может, напишите отказную? Ведь людям светит тюрьма.
Я подумал и согласился. Принципиальность проявил, деньги получил, а после драки наш человек отходчив.