21 июня 2018г.
МОСКВА 
20...22°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.79   € 73.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С НОВЫМ ГОДОМ ПО-КИТАЙСКИ

Плахова Елена
Опубликовано 01:01 20 Февраля 2007г.
Берлинский фестиваль, финал которого совпал с китайским Новым годом, принес победу китайскому фильму "Замужество Туйи". Третий раз в истории Берлинале здесь побеждают китайцы. И всегда это были поэмы о женщинах: сначала "Красный гаолян" в 1988 году, потом "Женщины с острова Благоухающих Душ" - в 1993-м.

"Замужество Туйи" режиссера Вонга Куанана рассказывает о трудной жизни пастухов Внутренней Монголии. Особенно тяжело красавице Туйе: на ее руках муж инвалид, двое детей и сотня овец. Почувствовав, что она больше не тянет, Туйя по настоянию мужа ищет нового спутника жизни. Но при одном условии: он должен взять на содержание не только красавицу с детьми, но и ее мужа - так сказать, "в пакете". Эта ситуация поворачивается в фильме то юмористическими, то драматическими гранями; между тем зритель имеет возможность любоваться красотой актрисы Ю Нан, непосредственностью ее партнеров (все мужские роли исполняют настоящие пастухи и наездники), а также чудесными степными пейзажами. Ностальгический оттенок придает фильму предощущение конца этого патриархального уклада: наступает индустриализация, крестьян переселяют в города или на большие фермы.
Китайский фильм победил потому, что лучше всех выразил приоритет Берлинале: социальную актуальность с человеческим наполнением, с живыми чувствами и героями. Подобное сочетание было на фестивале редкостью. Одни фильмы конкурсной программы отличались чрезмерной абстрактностью, как любовная драма Жака Риветта "Не трожь топор" или костюмная мелодрама Франсуа Озона "Ангел" - прекрасные сами по себе, они были слишком удалены от злободневности. Похоже, архаичным показался членам жюри и фильм Иржи Менцеля "Я обслуживал короля Англии", хотя чешский режиссер и провел своего героя-авантюриста через тоталитарные лабиринты ХХ века. Этой элегантно выполненной картине достался приз критики - ФИПРЕССИ, но официальное жюри ее проигнорировало.
Другая категория фильмов отличалась явной заполитизированностью: сплошные войны, преступления мафии да интриги спецслужб. Проигнорировать полностью такое кино жюри не могло. "Ложное искушение" Роберта Де Ниро (в оригинале - "Добрый пастырь") - сага об истории ЦРУ с элементами острой критики - отмечено за актерский ансамбль, а ветеран первой израильско-ливанской войны Йозеф Седар признан лучшим режиссером за антивоенную картину "Бефорт", построенную на его личном опыте.
Но все-таки жюри, которое возглавлял американский режиссер Пол Шредер, предпочло отстраниться от политики и поддержать профессиональные достижения. Именно этим можно объяснить особенное внимание к картине "Другой" аргентинца Ариэля Роттера. Ей присужден Гран-при "Серебряный медведь" и приз за лучшую мужскую роль актеру Хулио Чавесу. Кстати, ему прочили эту награду еще в прошлом году, когда в конкурсе участвовал фильм "Охранник", но тогда приз ушел к немецкому артисту. В этом году возникла аналогичная ситуация, когда несколько прекрасных актрис оказались оттеснены от наград необходимостью (непонятно, кем узаконенной) "дать что-то немцам". И, как всегда, дали не то и не тому, кто заслужил, а то, что осталось вакантным. Приз за женскую роль уже, кажется, третий раз подряд остается в Германии: теперь его получила Нина Хосс, сыгравшая в фильме "Йелла".
Остается пожалеть, что наград не хватило фильмам, имевшим самый большой зрительский и критический успех. Это немецко-австрийские "Фальшивомонетчики" с потрясающим Карлом Марковичем в главной роли: редкий случай недепрессивного и даже с юмором сделанного фильма о концлагере. Это бельгийско-британская "Ирина Палм" - уморительная история пожилой домохозяйки, ставшей звездой порнобизнеса, встреча с которым позволила ей спасти умирающего внука и вдобавок найти свое женское счастье.
Если о бельгийских, британских, а тем более французских фильмах можно говорить в плане сожаления, что их не наградили, то российского кино вообще не было в конкурсе. Это отдельная тема для разговора, который в связи с Берлином явно назрел. Спецпоказ, устроенный для "Дневного дозора", - своего рода кость, брошенная российской киноиндустрии. Так же как и включение в Панораму фильма Олега Сафаралиева "Прощай, южный город", снятого в копродукции с Азербайджаном. Хорошо, что хоть они были, но такое представительство никак не отражает положения дел в российском кино. Ситуация, когда в программах фестиваля (не считая Форума и кинорынка) участ-вуют 22 французских фильма, а из России - 4 (из них один - короткометражный), вряд ли нормальна. Столько же было из Чехии, хотя объем производства в наших странах несопоставим.
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ
Что-то странное творится с отбором фильмов на Берлинале. При том, что российское кино находится на подъеме и наши картины с удовольствием берут в Венецию (там в основной программе были "Эйфория" и "Свободное плавание"), Локарно (фильм "Многоточие" участвовал в конкурсе), Рим (победа в конкурсе фильма "Изображая жертву"), Роттердам ("Человек безвозвратный" в конкурсе и еще 17 картин в параллельных программах!), в Берлин дорога нашему кино почему-то закрыта. После того как отбором фильмов из России стал заправлять ранее неизвестный широкой кинематографической публике господин Никитин, наш бывший соотечественник, проживающий нынче в Германии, в Берлин наши картины стали приглашать, исходя из крайне экзотических представлений о главных темах русского кино...
Так, несколько лет назад на конкурс пригласили душераздирающую гомосексуальную драму "Гололед", живописующую страстную любовь двух московских интеллектуалов. Еще пару лет назад откопали картину схожей тематики - "Я тебя люблю", где в роли голубого выступал уже не развратный столичный житель, а "вольный друг степей" - калмык. Теперь вот в официальной программе Берлинале участвовал, по общему мнению, беспомощный в художественном отношении документальный фильм "Московская гордость-06", посвященный скандалу вокруг отмененного гей-парада в Александровском саду.
Берлинале всегда славился повышенной толерантностью по отношению к сексуальным меньшинствам. Никто на законное право просвещенной Европы предаваться экранным и заэкранным однополым радостям не посягает, но навязывать нам свои весьма далекие от этики и эстетики предпочтения тоже вряд ли стоит. Даже под давлением Берлинского фестиваля вряд ли российское кино сменит свою художественную ориентацию...




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!