10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С НОВЫМ ГОДОМ ПО-КИТАЙСКИ

Плахова Елена
Опубликовано 01:01 20 Февраля 2007г.
Берлинский фестиваль, финал которого совпал с китайским Новым годом, принес победу китайскому фильму "Замужество Туйи". Третий раз в истории Берлинале здесь побеждают китайцы. И всегда это были поэмы о женщинах: сначала "Красный гаолян" в 1988 году, потом "Женщины с острова Благоухающих Душ" - в 1993-м.

"Замужество Туйи" режиссера Вонга Куанана рассказывает о трудной жизни пастухов Внутренней Монголии. Особенно тяжело красавице Туйе: на ее руках муж инвалид, двое детей и сотня овец. Почувствовав, что она больше не тянет, Туйя по настоянию мужа ищет нового спутника жизни. Но при одном условии: он должен взять на содержание не только красавицу с детьми, но и ее мужа - так сказать, "в пакете". Эта ситуация поворачивается в фильме то юмористическими, то драматическими гранями; между тем зритель имеет возможность любоваться красотой актрисы Ю Нан, непосредственностью ее партнеров (все мужские роли исполняют настоящие пастухи и наездники), а также чудесными степными пейзажами. Ностальгический оттенок придает фильму предощущение конца этого патриархального уклада: наступает индустриализация, крестьян переселяют в города или на большие фермы.
Китайский фильм победил потому, что лучше всех выразил приоритет Берлинале: социальную актуальность с человеческим наполнением, с живыми чувствами и героями. Подобное сочетание было на фестивале редкостью. Одни фильмы конкурсной программы отличались чрезмерной абстрактностью, как любовная драма Жака Риветта "Не трожь топор" или костюмная мелодрама Франсуа Озона "Ангел" - прекрасные сами по себе, они были слишком удалены от злободневности. Похоже, архаичным показался членам жюри и фильм Иржи Менцеля "Я обслуживал короля Англии", хотя чешский режиссер и провел своего героя-авантюриста через тоталитарные лабиринты ХХ века. Этой элегантно выполненной картине достался приз критики - ФИПРЕССИ, но официальное жюри ее проигнорировало.
Другая категория фильмов отличалась явной заполитизированностью: сплошные войны, преступления мафии да интриги спецслужб. Проигнорировать полностью такое кино жюри не могло. "Ложное искушение" Роберта Де Ниро (в оригинале - "Добрый пастырь") - сага об истории ЦРУ с элементами острой критики - отмечено за актерский ансамбль, а ветеран первой израильско-ливанской войны Йозеф Седар признан лучшим режиссером за антивоенную картину "Бефорт", построенную на его личном опыте.
Но все-таки жюри, которое возглавлял американский режиссер Пол Шредер, предпочло отстраниться от политики и поддержать профессиональные достижения. Именно этим можно объяснить особенное внимание к картине "Другой" аргентинца Ариэля Роттера. Ей присужден Гран-при "Серебряный медведь" и приз за лучшую мужскую роль актеру Хулио Чавесу. Кстати, ему прочили эту награду еще в прошлом году, когда в конкурсе участвовал фильм "Охранник", но тогда приз ушел к немецкому артисту. В этом году возникла аналогичная ситуация, когда несколько прекрасных актрис оказались оттеснены от наград необходимостью (непонятно, кем узаконенной) "дать что-то немцам". И, как всегда, дали не то и не тому, кто заслужил, а то, что осталось вакантным. Приз за женскую роль уже, кажется, третий раз подряд остается в Германии: теперь его получила Нина Хосс, сыгравшая в фильме "Йелла".
Остается пожалеть, что наград не хватило фильмам, имевшим самый большой зрительский и критический успех. Это немецко-австрийские "Фальшивомонетчики" с потрясающим Карлом Марковичем в главной роли: редкий случай недепрессивного и даже с юмором сделанного фильма о концлагере. Это бельгийско-британская "Ирина Палм" - уморительная история пожилой домохозяйки, ставшей звездой порнобизнеса, встреча с которым позволила ей спасти умирающего внука и вдобавок найти свое женское счастье.
Если о бельгийских, британских, а тем более французских фильмах можно говорить в плане сожаления, что их не наградили, то российского кино вообще не было в конкурсе. Это отдельная тема для разговора, который в связи с Берлином явно назрел. Спецпоказ, устроенный для "Дневного дозора", - своего рода кость, брошенная российской киноиндустрии. Так же как и включение в Панораму фильма Олега Сафаралиева "Прощай, южный город", снятого в копродукции с Азербайджаном. Хорошо, что хоть они были, но такое представительство никак не отражает положения дел в российском кино. Ситуация, когда в программах фестиваля (не считая Форума и кинорынка) участ-вуют 22 французских фильма, а из России - 4 (из них один - короткометражный), вряд ли нормальна. Столько же было из Чехии, хотя объем производства в наших странах несопоставим.
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ
Что-то странное творится с отбором фильмов на Берлинале. При том, что российское кино находится на подъеме и наши картины с удовольствием берут в Венецию (там в основной программе были "Эйфория" и "Свободное плавание"), Локарно (фильм "Многоточие" участвовал в конкурсе), Рим (победа в конкурсе фильма "Изображая жертву"), Роттердам ("Человек безвозвратный" в конкурсе и еще 17 картин в параллельных программах!), в Берлин дорога нашему кино почему-то закрыта. После того как отбором фильмов из России стал заправлять ранее неизвестный широкой кинематографической публике господин Никитин, наш бывший соотечественник, проживающий нынче в Германии, в Берлин наши картины стали приглашать, исходя из крайне экзотических представлений о главных темах русского кино...
Так, несколько лет назад на конкурс пригласили душераздирающую гомосексуальную драму "Гололед", живописующую страстную любовь двух московских интеллектуалов. Еще пару лет назад откопали картину схожей тематики - "Я тебя люблю", где в роли голубого выступал уже не развратный столичный житель, а "вольный друг степей" - калмык. Теперь вот в официальной программе Берлинале участвовал, по общему мнению, беспомощный в художественном отношении документальный фильм "Московская гордость-06", посвященный скандалу вокруг отмененного гей-парада в Александровском саду.
Берлинале всегда славился повышенной толерантностью по отношению к сексуальным меньшинствам. Никто на законное право просвещенной Европы предаваться экранным и заэкранным однополым радостям не посягает, но навязывать нам свои весьма далекие от этики и эстетики предпочтения тоже вряд ли стоит. Даже под давлением Берлинского фестиваля вряд ли российское кино сменит свою художественную ориентацию...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников