Главная Культура 00:29 20 Февраля 2015 4057
Образец для Образцовой

Тамара Старженецкая – имя, которое не вычеркнешь из истории русского искусства

Сергей Бирюков

Выставка, открывшаяся в Москве в библиотеке — культурном центре имени Волошина, не просто открытие вычеркнутого из истории современного отечественного искусства яркого имени. Это дань памяти как минимум двум выдающимся русским женщинам, одна из которых — талантливая, но, увы, известная лишь узкому кругу знатоков художница театра, другая — примадонна, перед которой преклоняется, даже после ее ухода из жизни, весь культурный мир.

Эскизы к балету Арифа Меликова «Легенда о любви» и другим спектаклям. Фото автора

Речь о Тамаре Старженецкой и Елене Образцовой. Кто такая Образцова — никому не надо объяснять. С другим именем сложнее. Впервые автор этих строк услышал о Тамаре Старженецкой от Галины Павловны Вишневской, когда та, уже на закате жизни, рассказывала о своем первом звездном взлете в Большом театре — спектакле «Аида»: гениальная режиссура Бориса Покровского, мощное музыкальное решение дирижера Александра Мелик-Пашаева, Георгий Нэлепп и Вера Давыдова в качестве партнеров на сцене... И немыслимой красоты и размаха живописное оформление. Которое потом, по словам Вишневской, просто сожгли — когда спектакль уже не шел и ему на смену пришли другие постановки. Что имеем, не храним.

Эти слова, к сожалению, можно было бы поставить эпиграфом ко всей жизни и творчеству Старженецкой — аристократки духа и крови. Вот что рассказала на открытии выставки дочь художницы и наследница ее профессии Ирина:

— Мама родилась в 1912 в семье надворного советника, инженера путей сообщения Георгия Старженецкого-Лаппы, отпрыска старинного польско-литовского дворянского рода. Вскоре грянула революция, выкосившая почти всех Старженецких, из трех родных братьев избежал расправы только мамин отец — он получил охранную грамоту как специалист по строительству туннелей и мостов.

Родовой герб Старженецких-Лаппа. Фото автора

 Однако то, на что не решилась ЧК, сделали разруха и голод: Георгий Павлович скоропостижно умер в 1921 году. Когда Тамаре, сызмальства проявившей художественный дар, пришла пора поступать в вузы, выяснилось, что дворянскую дочь, даже имеющую опыт практической работы в архитектурной мастерской братьев Весниных, никуда не берут.

По словам Ирины Старженецкой, лишь в 1940 году ее мать приняли в художественный институт имени Репина. Но разразилась война, часть блокады Тамара провела в родном городе, затем — эвакуация в Среднюю Азию, рождение дочери в поезде на обратной дороге из Самарканда в Москву...

Новый шанс судьба дала в 1949 году: Тамара заняла второе место в конкурсе, объявленном Большим театром, и сразу получила заказ на постановку «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Большая романтико-историческая опера — что может быть привлекательнее для художника? Но шанс тут же и отняли: наступила кампания борьбы с космополитизмом, и библейский сюжет с еврейскими именами стал остро неактуальным. Готовые эскизы остались достоянием личного архива художницы.

Эскиз костюма Амнерис. 1951 год. Фото автора

Только в 1951 году все сошлось: та самая «Аида». Где пригодились и талант Тамары, и ее интерес к истории, и ее вкус к восточным мотивам. Притом ее ярко романтичную работу одобрили С.И.Ходжаш и И.М.Лосева — хранители египетских древностей в ГМИИ имени Пушкина. Затем последовали опера «Демон» Рубинштейна, балет «Сказ о каменном цветке» Прокофьева и другие спектакли. Но в середине 1950-х главным художником в Большой пришел Вадим Рындин, который предложил Тамаре Георгиевне ограничиться разработкой костюмов. Она же мыслила себя в монументальных работах. И, обладая резким неукротимым характером, хлопнула дверью. По сути став художником-скитальцем, создавая спектакли в Ереване, Тбилиси, Киеве, Донецке, Ташкенте, Волгограде, Саратове, Воронеже, Куйбышеве (нынешней Самаре).

Сцена судилища из «Аиды». 1951 год. Фото автора

Странничество оказалось глубинным свойством натуры Старженецкой. Она стала путешествовать, объехав немало стран, но больше всего, конечно, изучала Родину. В 75 лет увлеклась морской темой, отправилась на Сахалин, Курилы, Камчатку, море Лаптевых, покоряя сопки с этюдником в руках. И — неожиданно вернулась к музыкальной теме, создав символические композиции на темы Седьмой («Ленинградской») и Тринадцатой («Бабий яр») симфоний Шостаковича...

Тамара Старженецкая в мастерских Большого театра. 1950 год. Фото из архива Ирины Старженецкой

О силе воли Старженецкой говорит даже такой факт: она утверждала, что вопреки всем невзгодам доживет до 90. И почти дожила — нескольких месяцев не хватило.

Но как же выставка Старженецкой связана с Образцовой? Очень просто: Елена Васильевна дебютировала в Большом театра — кстати, ровно 50 лет назад — в той самой «Аиде». В образе египетской царевны Амнерис — главной трагической героини этой оперы. В костюмах Старженецкой безумно талантливая и немыслимо красивая Елена производила сногсшибательное впечатление, о чем хранят свидетельство кинопленки середины 60-х и начала 80-х. Поэтому на экспозиции картины, эскизы, фотографии Тамары Георгиевны и ее семьи перемежаются со снимками великой певицы.

Ну и наконец: почему событие состоялось не в Большом театре, а в библиотеке — внешне скромной, хотя и известной на всю Москву своим клубом любителей египетской старины? Снова просто: этим клубом руководит египтолог (кстати, нередко выступающий на страницах «Труда») Виктор Солкин. Для которого «Аида» — вдвойне родная тема: это о Древнем Египте, а кроме того его, Виктора, мама Римма Четкина всю жизнь проработала в мимическом ансамбле Большого театра, и ей многие годы доводилось самой носить костюмы Старженецкой и держать шлейф царевны Амнерис — Елены Образцовой, тоже придуманный Тамарой Георгиевной. Кстати, на экспозиции, открытой по 15 марта, почти все предметы предоставлены Ириной. В Большом театре так и не собрались ни устроить выставку своей художницы, ни хотя бы выпустить о ней буклет. Дело и имя Старженецких живо прежде всего собственными силами этого уникального рода, оказавшегося сильнее жестокостей века.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7721
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5440
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4637
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4227
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4212
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?