03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛИКА БОГОМАТЕРИ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 20 Марта 2001г.
В минувшую пятницу в Государственном Эрмитаже принимали сотрудников ФСБ во главе с начальником питерского управления этой службы Сергеем Смирновым. Пришли контрразведчики на этот раз в музей не для знакомства с его картинами, а сами принесли сразу три будущих экспоната. А именно: иконы конца XIX - начала XX веков, которые они не позволили в свое время вывезти из России.

Началась эта история еще осенью девяносто четвертого. В ФСБ тогда узнали о неком Ковалеве - бывшем нашем соотечественнике, переехавшем на постоянное жительство в Германию. При этом он регулярно стал наведываться в Россию, в Петербург. Ездил, как правило, через Финляндию - так, мол, быстрее. На российско-финской границе к нему уже привыкли. Похоже, Ковалев надеялся, что как хорошего знакомого его не станут проверять слишком строго.
В сентябре 1994 года в ФСБ Петербурга и области поступила информация о том, что экс-россиянин готовится вывезти за рубеж несколько старинных икон. Лишь по случайности, из-за небольшой организационной "нестыковки", задержать его с поличным на территории России не удалось. Сделано это было чуть позже, уже на финском таможенном посту Валаама. Там при досмотре машины Ковалева, в багажнике, за обшивкой, обнаружили одиннадцать православных образов. Как объяснил он сам, купил их "в одном из антикварных магазинов Петербурга". Платежных документов, однако, предъявить не смог. Иконы у Ковалева изъяли. Для их экспертизы в Финляндию пригласили искусствоведов из питерских музеев. Заключение, представленное ими через некоторое время, не оставляло сомнений: все иконы имеют как историческую ценность, так и художественную и культурную.
Год спустя на основе соответствующего договора, финская сторона передала в УФСБ Петербурга и области иконы и материалы уголовного дела, возбужденного по факту попытки контрабанды. А вот сам контрабандист для нашего правосудия оказался, к сожалению, недосягаем: в Финляндии он отсидел в тюрьме менее трех месяцев за неуплату пошлины при ввозе особо ценных предметов антиквариата, после чего за примерное поведение был выпущен на свободу. Сел в свое авто и спокойно укатил домой, в Германию...
Еще пять с небольшим лет ушло у российских компетентных органов на то, чтобы завершить всестороннюю экспертизу икон, а также на оформление документов для их передачи Санкт-Петербургской Епархии и в Эрмитаж.
Музею передали наиболее значимые с точки зрения художественной и культурной ценности образа.
На церемонию передачи в Эрмитажном театре собралось немало специалистов - все-таки событие для нашей главной музейной сокровищницы неординарное! Иконы внесли в зал под аплодисменты, как знак благодарности спецслужбам за то, что спасли эти раритеты для страны. Все три образа - золоченные, написаны в конце XIX - начале ХХ веков.
"Успение Богоматери" - икона сравнительно небольшая - 31 х 26,7 см. На обороте ее есть надпись тушью: "Александр Устиновъ". Другие две называются: "Сошествие во ад - Воскресение Христово" и имеют так называемые клейма, то есть "повествования на полях основного изображения событий жизненного пути святого, которому посвящена сама икона", что придает им особую ценность, так как в тот период образов с клеймами практически уже не писали. Сама эта традиция, к слову, в русской иконописи идет с XVI века, кто автор "Сошествий", пока неясно. Есть предположение, что это профессиональный светский художник, удалившийся под конец жизни в монастырь и там принявший постриг.
- Почему эти иконы переданы в Эрмитаж - прежде хранились ведь не у вас? - спросила я у директора музея Михаила Пиотровского.
- Где они хранились до того, как попали к любителям антиквариата, теперь вряд ли, видимо, удастся установить. Важно, что находятся в хорошем состоянии. Их похоже, реставрировали уже в советское время. А переданы нам они совсем не случайно: в Эрмитаж - одно из лучших в России (если не самое лучшее!) собраний древнерусских икон. Но как раз работ конца XIX - начала ХХ веков мало. Долгие десятилетия коллекция по разным причинам не пополнялась. Бытовало, в частности, мнение, что в тот период значимых работ не было. Как теперь видим, были!
Всего несколько минут любовались присутствовавшие в Эрмитажном театре вновь обретенными образами. После церемонии передачи их отнесли в запасники. Впоследствии вместе с другими древнерусскими иконами они разместятся, как предполагается, в отреставрированной дворцовой часовне - здесь же, в Эрмитаже.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников